Екатерина Максимова
29 августа все филиалы госкорпорации, которая отвечает в России за аэронавигационное обслуживание авиакомпаний и всю аэронавигационную инфраструктуру, получили предупредительное письмо за подписью и.о. генерального директора ГК ОрВД Владимира Гульченко: выручка корпорации не покрывает расходы.
“Существует риск возникновения ситуации с невыплатой заработной платы в конце сентября”, - сообщается в документе (имеется в распоряжении "НИ"). Но это еще не самая плохая новость. Высококвалифицированных сотрудников службы вынуждают увольняться и голосовать за сокращение заработной платы.
Помимо депеши от г-на Гульченко в филиалы госкорпорации (а их в стране - 19) было направлено предложение: во вторник, 30 августа, провести анкетирование среди сотрудников. Специалистам, на которых держится вся авиация, предложили сегодня проголосовать за один из двух вариантов: с 1 октября провести индексацию заработной платы на 0,5% и не сокращать персонал. Либо проиндексировать фонд оплаты труда на 5%, но тогда в каждом из филиалов будут уволены десятки сотрудников. И сотни - если брать всю корпорацию.
Чтобы понять смысл происходящего, стоит напомнить, что еще недавно ГК ОрВД была одной из самых финансово стабильных российских компаний. По данным отчета корпорации, в доковидный 2019 год выручка ГК ОрВД превысила 116 млрд рублей. В 2020 году, когда из-за пандемии значительно сократилась сетка полетов, выручка рухнула до 64 млрд рублей. Год ГК ОрВД закончила с убытками на уровне 28 млрд рублей. В 2021 году ситуация чуть улучшилась - выручка 80,9 млрд рублей, чистый убыток - более 17 млрд рублей. 80% доходов корпорации (аэронавигационные сборы) зависели от частоты полетов иностранных авиакомпаний, все остальное “приносили” российские авиаторы.
В отчете компании указано, что на конец 2021 года в штате ГК ОрВД числилось 29,6 тыс человек. Ежемесячный фонд оплаты труда (без социальных выплат) превышает 4 млрд рублей. Соответственно, ежегодно на оплату труда уходит около 50 млрд рублей.
Как пояснил “Новым Известиям” председатель Забайкальской первичной профсоюзной организации ФПАД России, диспетчер Восточно-Сибирского филиала ГК ОрВД Василий Занданов, в “сытые” годы (до пандемии коронавируса) профсоюз смог добиться заключения коллективного договора, согласно которому индексация заработной платы сотрудников должна проводиться два раза в год: 1 апреля и 1 октября.
“Сначала нас еще Моисеенко (Игорь Моисеенко экс-глава корпорации - прим. ред.) попросил потерпеть с индексацией зарплат, ссылаясь на тяжелое финансовое положение. Потом нас начали отправлять в простой, то есть люди уже теряют в зарплате. Сейчас вынуждают голосовать за индексацию на 0,5%, вместо 8% - на уровне инфляции.Письмо о невыплате зарплаты в сентябре - это элемент шантажа, чтобы мы согласились хотя бы на минимальную индексацию. Если ее вообще не проводить, то это обернется коллективным трудовым спором и судебным разбирательством. А так получается - люди сами проголосовали за такой минимум”, - пояснил Василий Занданов.
Ранее лидер профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев публично заявлял, что для авиадиспетчеров, инженеров и техников ввели так называемый договор простоя. “Работники получают две трети заработной платы. Ввели неполный режим рабочего времени: неполная рабочая неделя либо неполный день для прочего персонала. Работники потеряли 20%. Ситуация, естественно, довела до того, что они стали увольняться”, - заявлял Ковалев.
По его оценкам, за последнее время из госкорпорации уволились 640 человек. Их них более 200 человек - это непосредственно авиадиспетчеры, в том числе пенсионного возраста. Старожилам отрасли было проще согласиться уйти с “золотыми парашютами” (12 окладов), чем ждать краха компании.
В январе 2022 года, напомним, топ-менеджмент госкорпорации принял решение сократить 800 сотрудников - в первую очередь из числа административно-управленческого аппарата.
Как пояснил Василий Занданов, управленцы уже начали попадать под сокращение. “Когда были огромные доходы, административно-управленческий штат был сильно раздут. Руководители подразделений брали на работу в основном своих родственников. Так было по всей корпорации. Сейчас от них начали избавляться. К примеру, административно-управленческий персонал Восточной Сибири - это порядка 450 человек. Под увольнение попали 150. А следом при такой политике пойдут и высококлассные специалисты”, - добавил Занданов.
Но если уход офисных работников никто даже не заметит, то массовый отток квалифицированных кадров может стать серьезной проблемой для всей авиационной отрасли страны.
А денег у КГ ОрВД действительно нет. “На начало 2022 года у корпорации еще оставался запас прочности - порядка 13,5 млрд рублей. В январе и феврале, когда авиатрафик оживился, денег на зарплату хватало. А с марта - уже нет. Те 13 млрд, которые были на начало года, “съедены”. На начало августа осталось порядка 5 млрд рублей. Это только на зарплату, но кроме этого еще нужно покрывать эксплуатационные расходы - более 6 млрд рублей в месяц”, - уточнил Василий Занданов.
Основатель международной сети экспертов AIM Group Андрей Патраков считает, что сложности госкорпорации “вписываются” в общую ситуацию: у отрасли много проблем, решением которых никто десятилетиями не занимался. А сейчас нужны экстренные меры, чтобы хотя бы сохранить кадры.
“Одно дело сокращать персонал, который занимается не основной деятельностью, другое дело - вынуждать уходить опытных специалистов. Если трафик будет восстанавливаться, то как их заменить? Это же не McDonalds, в котором можно сменить вывеску и за неделю набрать персонал. Здесь уходят годы, чтобы аттестовать такого специалиста. Если не будет аэронавигации, то полеты прекратятся еще до того момента, когда у российских авиакомпаний начнутся проблемы с ремонтом, содержанием и каннибализацией иностранных самолетов. Без аэронавигации самолеты просто не вылетят”, - комментирует Андрей Патраков.
Эксперт RTCA и EUROCAE Андрей Яблоков надеется, что госкорпорация продержится на плаву за счет субсидии из федерального бюджета. “Минтранс согласовал субсидию, чтобы поддержать КГ ОрВД в эти нелегкие времена, когда и границы закрыты, и трафик сократился и соответственно сборы. И если до пандемии это была одна из самых богатых корпораций, то события последних нескольких лет на данную структуру сильно повлияли”, - прокомментировал Андрей Яблоков.
Как ожидается, в сентябре госкорпорация получит субсидию 13,9 млрд рублей. Этого хватит, чтобы продержаться несколько месяцев, выплачивать зарплату и снизить градус социального напряжения в корпорации. На 2023 год правительство также готово субсидировать КГ ОрВД в сумме порядка 10 млрд рублей. С учетом нынешних потребностей компании и текущего положения дел такая сумма - копейки.
В пресс-службе ГК ОрВД на запрос “НИ” пока не ответили.
Обновлено в 14:15. Из пресс-службы госкорпорации поступил ответ следующего содержания: «На Ваш запрос информируем, что ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» осуществляет выплату заработной платы работникам Предприятия в полном объеме в соответствии с установленными требованиями трудового законодательства Российской Федерации. Остальные вопросы запроса не комментируем».