Posted 29 августа 2022, 10:37
Published 29 августа 2022, 10:37
Modified 7 марта, 11:56
Updated 7 марта, 11:56
Закон, подписанный президентом России Владимиром Путиным, о легализации параллельного импорта, по сути, открыл ввоз в страну импортных товаров без разрешения правообладателя. В глазах многих россиян новая схема поставок ничем не отличается от контрабанды, и они опасаются, что в страну с серым импортом хлынет поток контрафакта. Однако это не так — ввоз товаров осуществляется исключительно легальным путем и только под официально зарегистрированными брендами.
В начале нулевых любой российский предприниматель мог поехать за рубеж, закупить там любую продукцию и провезти ее в Россию для продажи. То есть в стране существовал параллельный импорт.
Затем, в 2002 году, правительство России приняло решение об отмене данной схемы поставок импорта, чтобы повысить инвестиционную привлекательность страны для зарубежных корпораций. В России стал действовать национальный режим исчерпания права.
Это означает, что правообладатель теряет контроль над коммерческим использованием товара только после введения в оборот внутри той или иной страны. Для завоза бренда в страну нужно согласие правообладателя — товар привозят в страну только через официального посредника-дистрибьютора, имеющего такое разрешение.
Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслан Давыдов:
«При запрете параллельного импорта каждый раз нужно разрешение правообладателя, когда определенный бренд пересекает российскую границу. То есть сотрудники таможни проверяют, есть ли фирма, которая хочет ввезти изделие, в перечне уполномоченных лиц правообладателя. Если есть, то товар через границу пропускают, если нет, то уведомляют о нарушении правообладателя. При легализации параллельного импорта мы не будем этого делать».
С февраля 2022 года множество иностранных компаний заявило о приостановке или полном прекращении деятельности на территории России. Такая ситуация могла спровоцировать дефицит некоторых торговых позиций и привести к снижению ассортимента импортной продукции.
Российское правительство вынуждено было ввести разрешение на параллельный импорт, чтобы обеспечить российского потребителя самыми востребованными категориями товаров. Вопреки бытующему мнению параллельный импорт вовсе не является легализацией контрабанды и разрешением на ввоз контрафакта.
Важно! Контрафакт и параллельный импорт — не одно и то же. В первом случае это подделки, схожие с фирменными, во втором — брендовая продукция. Ввоз на территорию РФ контрафактной продукции запрещен.
Параллельный импорт действует во многих странах, в том числе в Великобритании, США, Китае, Индии, Австралии, Канаде. В этих государствах работает так называемый международный режим исчерпания прав. То есть продукция может продаваться в любой стране без разрешения правообладателя.
Введение параллельного импорта лишает производителей преимущественного права на сбыт товаров, когда только они могут диктовать цены и распределять продукцию между официальными продавцами. В отношении продукции начинает действовать международный принцип — зарубежные производители теперь не могут предъявлять претензий и получать сверхприбыли за реализацию товаров в России.
Сейчас эту прибыль будут получать перекупщики, то есть любая российская компания или индивидуальный предприниматель, закупившие товары на территории других стран и поставившие их в Россию. Правда, завозить их придется через страны, которые не имеют санкционных и каких-либо других ограничений. Например, через Армению, Турцию, Казахстан, Китай и прочие.
Главный аналитик TeleTrade Марк Гойфман:
«Плюсы введения параллельного импорта просты и очевидны. Поставки востребованной продукции возобновятся, что повысит конкуренцию, ограничит рост цен и инфляцию. Многие товары, ввозимые из-за рубежа, необходимы в различных секторах экономики. Их поставки помогут сохранить рабочие места, повысить доходы работников, пополнить казну и в целом повысить экономическую активность».
Однако многие эксперты настроены не так оптимистично. Параллельный импорт чаще всего не может дать потребителю тот уровень технической и гарантийной поддержки, который предоставляет официальный дистрибьютор. Кроме того, сложные логистические цепочки и участие стран-посредников в конечном счете обернутся удорожанием продукции для потребителя.
Введение параллельного импорта не означает, что в Россию можно ввозить любой заграничный товар. Список разрешенных к ввозу товаров определяется приказом Министерства промышленности и торговли от 19.04.2022 № 1532. Этот перечень регулярно дополняется и обновляется, поскольку некоторые бренды уходят из России, а другие компании, напротив, решают продолжать свою деятельность на территории РФ.
В списке Минпромторга есть практически все возможные группы товаров с перечислением брендов — от мебели до пуговиц, от космических аппаратов до растений, от бытовой техники до изделий из пластика, от автомобилей до одежды и обуви.
Перечень Минпромторга оформлен в виде таблицы. Напротив каждой группы товаров есть классификатор ТН ВЭД:
Ввоз импорта, не указанного в перечне Минпромторга, предусматривает гражданскую, административную и уголовную ответственность. Поэтому нужно регулярно просматривать список, следя за изменениями и исключениями.
Вице-президент бизнес-сообщества «Эквиум» Анна Фомичёва:
«У импортера есть риск стать жертвой момента: поставка организована, купленный товар отправлен, а в процессе перевозки бренд исключили из списка Минпромторга. Выйти из ситуации можно, сделав официальный запрос правообладателю на разрешение на импорт. Но на это понадобится дополнительное время, может быть, придется внести лицензионные платежи. Все это можно сделать оперативно, лишь постоянно отслеживая изменения в списке».
Главное условие ввоза по параллельному импорту — наличие группы товаров в перечне Минпромторга. В таможенной декларации импортер — предприниматель или компания — должен указать наименование бренда и код ТН ВЭД. Сотрудники таможни сверяют указанные сведения со списком и дают разрешение на ввоз.
Другие условия ввоза:
Эксперты опасаются, что отмена ФТС проверок оригинальности происхождения товаров повлечет за собой опасность ввоза контрафактной продукции на территорию России. В лучшем случае это будут брендовые изделия, сделанные некачественно, «на китайском заводе во вторую смену». В худшем — полноценный контрафакт. Однако сами таможенники утверждают, что смогут бороться с ввозом подделок на российскую территорию.
Глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Владимир Булавин:
«У нас есть таможенный перечень объектов, в котором около шести тысяч товарных знаков. Наша система настроена на выявление контрафакта, мы умеем определять подделки по различным признакам. Только за первые 5 месяцев 2022 года российские таможенные органы выявили свыше 5 миллионов контрафактных изделий».
Импортированные товары можно продавать где угодно: в офлайн- и онлайн-магазинах, через маркетплейсы и торговые сети. Большинство российских ретейлеров поддерживают параллельный импорт — в их числе и сеть «Связной», и интернет-магазин «М-Видео».
Позволили продавать на своих площадках бренды, ввезенные по параллельному импорту, и маркетплейсы Wildberries, «Яндекс.Маркет», Ozon. Но у продавцов требуют предоставить необходимые документы, подтверждающие оригинальность изделий. Не исключено, что такие товары на маркетплейсах будут отмечаться специальным знаком, чтобы покупатель смог оценивать и принимать на себя все риски, связанные с возможной блокировкой бренда, нехваткой запчастей и т. д.
Важно! В условиях параллельного импорта не вся продукция может быть локализована для российского потребителя. Обращайте внимание на разъемы и клавиатуру техники, способность поддерживать российского мобильного оператора, наличие русского интерфейса. Минусом ввоза запрещенных импортных авто является отсутствие адаптации машин к российским условиям — у многих нет зимнего пакета опций в салоне.
По словам экспертов, уже сейчас ряд онлайн-магазинов, позиционирующих себя как поставщики по параллельному импорту, продают контрафакт. Причем покупатели зачастую не могут отличить подделку от оригинального бренда.
Кроме того, минус такой покупки — проблемы при обслуживании, поломке, наличии заводского брака. Хотя российские гарантии прав потребителей действительны и при параллельном импорте, на деле добиться сервисного обслуживания достаточно сложно. Если компания-производитель покинула Россию, то ее сервисные центры не будут работать, а деталей для ремонта в продаже нет.