Центробанк опубликовал «Обзор отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств». Этот обзор представляет собой крайне любопытный статистический отчет о состоянии такой животрепещущей для многих россиян сферы, как банковское мошенничество, или, как это называется на бюрократическом языке - «операции без согласия клиентов».
В том числе, там говорится:
«Во втором квартале мошенники совершили на 10,8% меньше хищений денежных средств, чем в аналогичный период прошлого года — 211,2 тысяч. Общий размер ущерба сократился на 5,5% — до 2,8 млрд рублей.
С конца февраля и по апрель включительно активность злоумышленников заметно снизилась, но с мая вновь наблюдается рост количества их звонков и рассылок.
В апреле–июне Банк России инициировал блокировку 117,6 тысяч телефонных номеров мошенников, что по сравнению с аналогичным показателем прошлого года выше почти в десять раз. Количество мошеннических сайтов, в отношении которых была инициирована блокировка, возросло более чем в полтора раза…»
Повод для оптимизма вроде бы есть, однако весьма скромный, как считает экономист Дмитрий Прокофьев:
«Да, заметно снизилось количество разводок «юридических лиц», но вот «физических лиц» - не особенно.
Но меня другое зацепило – в отчетах ЦБ о суммах украденных мошенниками денег по разным каналам есть такая графа «Доля социальной инженерии, %». Ну, это когда вам звонят из «службы безопасности» и предлагают перевести деньги на «защищенный счет»
Доля эта разная – для «дистанционного банковского обслуживания» физлиц, например, 80%, для других вариантов жульничества – меньше.
Но не 100%. Вот интересно – другие мошенничества, простите «операции без согласия клиента», которые «без социальной инженерии», это как? Просто «дай денег»? Или еще как-то?
Да, и еще - процент возврата средств по «операциям без согласия», снижается, а для «физических лиц», обманутых по каналам «дистанционного банковского обслуживания» - он минимальный, менее 1% от объема похищенного. Берегите себя…»