Кажется, уже ни у кого не осталось сомнений в том, что центр тяжести мировой экономики в последние десятилетия неуклонно сдвигается к Востоку. А по экспертным оценкам, в Азиатско-Тихоокеанском регионе в результате более быстрого восстановления позиций после кризиса, связанного с пандемией COVID-19, экономическая и торговая интеграция будет только усиливаться.
Для обеспечения конкурентоспособности России на этом направлении все еще остается масса препятствий, среди которых называют и дотационность регионов, и изношенность инфраструктуры. В существующих условиях для страны кратно возрастает роль транспортных коммуникаций в Дальневосточном федеральном округе. Транспортная составляющая выступает здесь, пожалуй, ключевым драйвером развития территорий и сотрудничества с основным экономическим партнером РФ на этом направлении — Китаем. При этом обеспечить нужные объемы и темпы создания дорожной инфраструктуры только за счет бюджетных средств — проблематично. Такова специфика региона. Одним из эффективных инструментов в этой ситуации служат концессии с привлечением внебюджетных инвестиций. И здесь интересен пример первого на Дальнем Востоке проекта в транспортной сфере, реализованного по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП).
Одним из масштабных проектов в сфере транспорта на территории ДФО стало создание трассы «Обход Хабаровска». Его реализация завершена. Четырехполосная автомобильная трасса, огибающая краевую столицу, за сутки способна пропускать почти 25 тыс. автомобилей. Предусмотрено пять транспортных развязок с терминалами для взимания платы за проезд, а также 3 моста и 21 путепровод. К эксплуатации готова система интеллектуального управления движением.
Автомобильный транзит в обход Хабаровска теперь снизит стоимость и время доставки грузов. Магистраль соединит между собой шоссе Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре (выходящую к портам Советская Гавань и Ванино) и три федеральные трассы: Восток (А-375), Уссури (А-370) и Амур (Р-297), а также обеспечит в будущем коммуникацию с автодорожной сетью КНР.
Дмитрий Доев, который является руководителем головной компании Группы "ВИС", реализовавшей этот проект, так оценивает его значение для региона и страны: «созданная в рамках концессии транспортная инфраструктура уже в ближайшее время даст ощутимый эффект, который выразится в разгрузке улично-дорожной сети краевой столицы, развитии прилегающих территорий, притоке инвестиций».
К слову, появление трассы гарантирует создание новых рабочих мест в регионе, а суммарные поступления в бюджет за срок действия концессионного соглашения составят 52 млрд рублей.
«"Обход Хабаровска" — флагман дорожных концессий Группы. Для нас очень важно было подготовить дорогу к запуску движения в отведенные сроки и это удалось. Она готова к переходу в стадию эксплуатации (движение запустили 16 июля — Прим. Ред.)», — комментирует Доев.
Справка
Доев в начале 2000-х возглавлял производственную компанию «ВИС». Сейчас она входит в структуру одноименного многопрофильного российского холдинга в качестве строительного дивизиона. Сегодня в составе Группы есть также инвестиционное и транспортное подразделения, дивизионы экологии и ЖКХ, социальной инфраструктуры и медицинских проектов.
Холдинг является инвестором, реализующим в формате ГЧП крупные инфраструктурные проекты. Его специалисты обладают экспертизой в работе с разными формами привлечения инвестиций в проекты (использование кредитных ресурсов, выпуск инфраструктурных облигаций и др.). Агентствами АКРА и Эксперт РА Группе присвоены рейтинги А(RU) и ruA. Бизнес компании расширяется, общий портфель контрактов сформирован до 2047 года.
Когда-то популярное обозначение главных российских проблем «дураки и дороги» постепенно уходит в историю. Для экономического развития страны сегодня важное значение имеет строительство объектов транспортной инфраструктуры с привлечением средств частных инвесторов. И таких примеров становится все больше: мост через реку Обь в Новосибирске, порты Усть-Луга и Бронка на Северо-Западе, автодорога Санкт-Петербург — Москва и др. В Московской области Группа «ВИС» под руководством Доева создает под ключ автомагистраль Виноградово — Болтино — Тарасовка.
«Для Подмосковья это один из наиболее масштабных транспортных инфраструктурных проектов, — отмечает Дмитрий Доев, — новая скоростная хорда — это четыре полосы для движения, 11 мостов и путепроводов, 6 развязок. Дорога строится в соответствии со всеми современными нормативами, стандартами качества. Доля средств инвестора на этапе строительства составляет порядка 80%, что позволяет существенно снизить нагрузку на региональный бюджет».
Дмитрий Доев — биография и карьера
Доев Дмитрий Витальевич - российский топ-менеджер.
Родился 12 июля 1966 года в Ленинграде.
Доев учился в математической школе, проявлял склонность к точным наукам.
Высшее образование получил в Ленинградском политехническом институте им. Калинина. В 1989 году защитил диплом по направлению «Динамика и прочность машин». После окончания вуза работал инженером в лаборатории физики горения и взрыва НИИ точных приборов. Затем три года преподавал.
В начале 1990-х Доев Дмитрий занимался предпринимательской деятельностью.
В период 1993-2004 гг. работал на различных предприятиях Санкт-Петербурга в сфере строительства и газовой промышленности.
В 2004-м Доев Дмитрий стал гендиректором ОАО «Центрэнергогаз» (компания из структуры ПАО «Газпром»). С 2008-го Доев возглавлял крупную холдинговую компанию, которая выполняла все работы по ремонту и обслуживанию объектов госкорпорации, обеспечивала стабильную работу инфраструктуры газоснабжения, поэтапно исполняла производственную программу, реализовывала ряд инвестиционных проектов, выполняла задачи по импортозамещению. Ее специалистами были освоены самые сложные виды ремонта — подземный и подводный. При непосредственном участии Доева Дмитрия создавалась Единая система газоснабжения (ЕСГ). В 2019 году покинул структуры «Газпрома»
С осени 2021-го Доев Дмитрий Витальевич — генеральный директор российского инфраструктурного холдинга «ВИС».