Posted 23 августа 2022, 09:25
Published 23 августа 2022, 09:25
Modified 7 марта, 11:58
Updated 7 марта, 11:58
Ирина Мишина
«В университете недобор 320 человек! Очень волнуют физики — не занято 13 мест. Если кто-то не поступил куда хотел, приходите к нам! Наши выпускники работают в РАН, на космических предприятиях», — цитирует «Российская газета» пост из соцсетей одного из российских вузов.
Этот случай далеко не единственный. После окончания приемной кампании 9 августа 2022 года большинство вузов, в основном региональные, столкнулись с тем, что часть бюджетных мест в них не занята. Если зайти на сайты этих вузов, можно увидеть сообщения о доборе студентов на направления вроде «Фундаментальная и прикладная физика», «Металлургия», «Машиностроение». Где-то свободных мест несколько десятков, где-то — сотни.
Особенность нынешней приемной кампании в том, что в этом году ВУЗам было выделено дополнительно значительное количество бюджетных мест. По данным РБК со ссылкой на Минобрнауки, теперь их стало 588 тысяч, то есть на 11,5 тысяч больше, чем было раньше. Основная часть этих новых бюджетных мест пришлась на инженерные и технические специальности. «Каждый второй выпускник школы будет обеспечен очным бюджетным местом», — уверял глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков. Часть этих самых бюджетных мест оказалась не заполненной. А на остальные поступили абитуриенты с низкими баллами ЕГЭ. В чем же причина?
«ВУЗы увеличили контрольные цифры приема, но не подумали о том, как выпускникам трудоустроиться. Наша экономика, к сожалению, сервисная, развиты в большей степени торговля, логистика. Были одно время заказы в ВПК, но там были нужны не инженеры, а скорее технологи. В транспорте тоже в основном ремонт и эксплуатация. В итоге многие семьи ориентируются не на пятилетний специалитет с неясной перспективой трудоустройства, а на короткие учебные программы. Именно поэтому многие выбирают колледжи. Очевидно, что имеет место несогласованность живого спроса на рынке труда и набора в ВУЗы», - считает директор Института развития образования НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук, профессор Ирина Абанкина.
На самом деле статистика говорит о том, что популярны в этом году среди абитуриентов совершенно другие специальности. Самыми востребованными направлениями, по данным Минобрнауки, в этом году стали: «Информационные системы и технологии», «Информатика и вычислительная техника», «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Педагогическое образование», «Лечебное дело». Также в Минобрнауки определили самые востребованные вузы по количеству поданных заявлений от абитуриентов. Это Российский технологический университет МИРЭА, Национальный исследовательский университет «МЭИ», Финансовый университет при правительстве России.
«Действительно, если говорить о базовых ВУЗах, то сегодня абитуриенты выбирают такие специальности, как экономика, менеджмент. В лидерах также IT- специальности, медицина, педагогика. Весь этот сегмент связан с сервисом или с работой с населением. А вот в «Бауманке», МИФИ и Физтехе, судя по всему, недобор. Интересно, что недобор даже на перспективном отделении ракетных двигателей. Почему так происходит? Раньше были КБ, экспериментальные и научно-исследовательские институты. Сейчас сегмент КБ и отраслевых институтов ушел. Между академической наукой и бизнесом образовалась «мертвая зона». Дело в том, что сейчас нужны не исследования, а прикладные разработки. А в бизнесе используют зарубежные технологии, там не надо ничего изобретать и ковырять отверткой», - пояснила «НИ» директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Соцсети тоже отреагировали на недобор на бюджет на инженерные специальности в вузах.
naBJIyLLIa пишет : «А куда потом идти работать инженером, предприятия по пальцам одной руки можно пересчитать. И там очереди на 10 лет вперёд».
«Трагедия инженера в РФ - это резкое схлопывание промышленного и научного потенциала страны в 90х, когда на лимитированные рабочие места претендовали миллионы инженеров и техников, и это сказалось не только на уровне зарплаты, но и на желании модернизировать производства, типа вон к нам за забором очередь квалифицированных кадров, готовых работать за еду. Проблема инженера в Союзе описывается одни простым словом - застой, в нашем случае -профессиональный застой», - считает eric5347.
«В Питере зарплата инженера 40—60 т.р., а это крупный город с кучей заводов, что же говорить об остальных городах?», - замечает Ньярлотхотеп.
Эксперты тоже обращают внимание на низкие зарплаты современных инженеров. «Начинающий инженер сегодня зарабатывает 35-40 тысяч рублей. Человек долго и тяжело учится, а потом получает зарплату, как у дворника «Жилищника». Как такое возможно? Конечно, у нас есть Росатом и Роскосмос. В Росатоме ставка главного научного сотрудника 140 тыс. рублей. Но ее реально получить годам к 45-и. Если молодой специалист приходит на работу в государственное учреждение, ему не поручат перспективные интересные инновационные программы, его посадят на бумаги и рутину. А молодежь хочет всё и сразу. В каком-нибудь банке действительно есть перспектива более быстрого карьерного роста и высокой зарплаты. Вот и получается, что инженеры у нас в основном те, кто получил образование при СССР. Приходишь на совещание в Роскосмос, а там одни старики сидят. И заменить их некем. В результате сейчас у нас на физическом факультете МГУ проблемы с набором в магистратуру», - заявил «НИ» кандидат физико-математических наук, доцент кафедры медицинской физики физфака МГУ Андрей Ларичев.
Возникает вопрос: почему у начинающих специалистов такие низкие зарплаты, ведь в государственных корпорация уровня Росатома и Роскосмоса есть амбициозные госзаказы.
«Госзаказы периодически появляются. Например, Роскосмос берет заказ сделать какой-то проект для ГЛОНАСС. Зарплаты во время проекта хорошие, но как только работы заканчиваются, сотрудников снова переводят на 40 тысяч в месяц. А у них ипотека, кредиты, дети в частных школах… Проекты периодически возникают, но национального проекта нет. Вообще, если сравнивать, на Западе квалифицированные инженеры зарабатывают около 150 тысяч долларов в год. До февраля на инженерные специальности молодежь шла, думая о перспективе отъезда за рубеж, сейчас об этом думать не приходится», - поясняет доцент кафедры медицинской физики физфака МГУ Андрей Ларичев.
Проблема еще и в том, что даже крупные госзаказы госкорпорации не всегда могут отработать в полном объеме. «К примеру, на проект очистки озера Байкал, по моим данным, Росатому выделили около 88 миллиардов рублей. Вдумайтесь в эту цифру! Они должны были предоставить несколько программ, но по факту практически ничего не сделали. Одна показуха. А те, кто реально занимается очисткой озера, не получает ничего. Но в Росатом надо на работу еще попасть! На инженерные специальности не идут и потому, что работать негде. У нас страна-строитель. Строим дома, дороги. А наука и технологии никому не нужны», - считает член Общественного центра «Зелена Евразия» при президенте, блогер Максим Новиковский.
Справедливости ради стоит зеаметить, что недобор на бюджетные места на инженерные и технические специальности могли спровоцировать еще несколько факторов. Во-первых, не было «второй волны» поступления. То есть решать, куда именно нести оригинал аттестата, нужно было быстро. Не медалистам и не стобалльникам, которые хотели поступить в престижный ВУЗ, было крайне сложно принять решение: вдруг не пройдешь со своими баллами туда, куда мог бы поступить по общему конкурсу?
Многих подвела и подача документов через сервис «Поступи онлайн». Много было сказано о том, что онлайн-регистрация работала не идеально и даже отличники оказались без мест в вузах просто из-за технических ошибок.
Так или иначе, на сегодня приёмная кампания по инженерным и техническим специальностям в ряде вузов продолжается. И абитуриенты, которые подавали документы на другое направление, но не прошли по конкурсу, могут принести их на соседний факультет. Можно принять участие и в новых вступительных экзаменах. По распоряжению Минобрнауки они продлятся до 5 сентября.