Повторенье – мать ученья: россияне не устали от пропаганды, они хорошо ее усвоили

23 августа 2022, 16:04
Снижение зрительского охвата телеканалов говорит не о том, что гражданам страны надоело ТВ, а о том, что они стали его иначе использовать.

Уже несколько дней оппозиционный сегмент социальных сетей возбужденно гудит, обсуждая результаты исследования социологической службы Ромир медапотребления россиян за полгода, прошедшие со дня начала спецоперации в Украине, то есть, с февраля по июль.

По данным исследования, например, россияне стали намного меньше смотреть государственные телеканалы. Аудитория «большой тройки» федеральных телеканалов – «Первого», «России-1» и НТВ сократилась на четверть. Если до начала войны «Первый» смотрели 33,7% населения, то в июле уже 25,5%. Охват «России-1» сократился с 30,9% до 23%, а НТВ - с 21,1% до 16,6%.

Также исследователи отметили резкий рост популярности приложения Telegram. Изначально оно задумывалось как мессенджер, однако затем в нем появились новостные и общественно-политические каналы, которые по популярности могут спорить с полноценными СМИ. Среднедневной охват аудитории у телеграм-каналов за полгода вырос с 19,1% до 26,8%. Таким образом, на сегодняшний день телеграм-каналы читает больше россиян, чем смотрит телевизор.

Народ устал от сплошной пропаганды и хочет развлечений?

Это может быть связано с тем, что после начала военного вторжения России в Украину 24 февраля федеральные телеканалы резко сократили долю развлекательного контента в своем вещании и увеличили долю новостных и пропагандистских передач, полагают эксперты. В пользу такой гипотезы говорит тот факт, что, по данным Ромира, НТВ спустился в рейтинге с третьего места на четвертое, а на третье место поднялся канал Рен-ТВ, менее насыщенный пропагандой.

Журналист Кирилл Шулика уверен, что россияне устали от пропаганды:

«Перекормили пропагандой, которая заняла весь эфир, подвинув даже "Давай поженимся". С осени явно начнут развлекалочку возвращать…»

Ведущий популярного канала «Малюта Скуратов» согласен с Шуликой:

«Даже холодильник особенно не понадобился, оказалось, что иногда телевизор просто умеет побеждать самого себя. И это, конечно, самые тревожные цифры, которые видел Кремль за последнее время.»

Журналист Илья Шелепин тоже считает, что зритель устал:

«Отток произошел за счет сокращения развлекательных программ на главных пропагандистских кнопках. Вменяемый обыватель не готов круглосуточно жить в спецоперации и находиться в постоянной тревожности из-за бесконечных 5-часовок ненависти. Уходит смотреть ТНТ или СТС, а то и вовсе вырубает телек.

Скорее всего, ядерный зритель Соловьева так и останется с термоядерным телевизионным дуче. И нам этого зрителя будут пытаться выдать за «российское большинство». Но это будет, мягко говоря, преувеличением.

Нормальные люди хотят жить свою жизнь, а не участвовать в бесконечной войне всех против всех…»

Все идет по плану: телевидение работает, не сомневайтесь!

Однако, если внимательно присмотреться к этим цифрам, а также глубже окунуться в проблему, то получится, что изменения вовсе и не такие кардинальные, как хочет их видеть оппозиция.

Вот, что заметил в этих данных журналист Антон Орех:

«Но, как водится, всегда есть нюанс. В топах лидеров Телеграма - сплошь каналы пропагандистов и военкоров. Так что не обольщайтесь особенно. Кстати, видал вчера рейтинг смотрибельности стримеров, которые на противоположной стороне. Но даже там в лидерах фрики Фейгин и Арестович. То есть, такая же пропаганда, но с другой стороны…»

А экономист Дмитрий Прокофьев уверен, что российское телевидение работает по-прежнему в том же воинственном духе, и ничто ему не мешает. И вот почему:

«Но не спешите с выводами. В оригинале этой информации от «Ромир» есть несколько важных моментов.

  1. Да, среднедневной охват ТВ в целом изменился – но это касается «первой тройки» – НТВ ушел на 4е место, а на третье поднялся РЕН-ТВ с охватом 16,6%.
  2. Интерес к ТВ снизился среди «Поколения Х» (1964 -1980гг) и «Зумеров» (1997-2012), а «Миллениалы», «Игреки» (1981 -1996 гг) –ключевая аудитория для власти - как смотрели телевизор, так и смотрят.
  3. В целом НЕ уступило Telegram. Охват каждого из каналов оказался меньше, чем у ТГ – но это еще не говорит о переходе на «мессенджеры вместо телевизора» - среднедневной охват приложений изменился незначительно.

На первом месте, пишет Ромир, остаётся WhatsApp (запрещен в РФ) с охватом 44,6%, на втором – ВКонтакте (27,9%). ТГ вырос – но потому, что провалились другие приложения - полгода назад на 3м месте был… Сбербанк Онлайн (что? да!), а на 4-м - YouTube.

В чем здесь дело.

Еще Наполеон говорил: «Повторение – единственная фигура риторики, заслуживающая внимания».

Современные исследователи с этим согласны. То, что люди оценивают «повторяющиеся утверждения «как более достоверные», психологи доказали еще в 1977 году.

Правда, убедить людей, знающих, что 2х2=4, в том, что 2х2=6, повторение не поможет. При вынесении суждений люди больше доверяют повторяющейся информации только тогда, когда им не хватает знаний, утверждали авторы исследования Frequency and the Conference of Referential Validity (англ: Периодичность и степень ссылочной валидности в психодиагностике) (Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior Volume 16, Issue 1, February 1977).

Вам не удается убедить людей во лжи, если вы не слишком упорны в утверждениях, могла бы сказать психолог Лиза Фацио, автор исследования «Знания не защищают от иллюзорной правды» (Knowledge Does Not Protect Against Illusory Truth, Journal of Experimental Psychology, 2015)

Даже если люди имеют представление о каком-то факте, повторение лжи может «пробить» стену «знания».

Дело тут не в степени достоверности информации, а в степени скорости («беглости») обработки информации.

Как это работает?

Беглость обработки информации – когнитивное искажение, когда на мнение человека о какой-либо информации влияет то, насколько легко мозгу удалось ее обработать.

Легкость обработки информации вызывает чувство удовлетворения, и человек ошибочно определяет причину этого ощущения, ассоциируя ее с самой информацией.

Почему это важно – потому что информации много, и для экономии усилий чаще полагаются не на «поиск знаний», а именно на беглость обработки информации - как на ближайшую доступную подсказку.

Здесь и возникает «иллюзия знания» - человеку хватает «частичного совпадения» между содержанием утверждения и тем, что «подсказывает» ему «беглая обработка».

О, я всегда думал, что дважды два это не четыре, говорит себе человек, «поймавший» такое совпадение и ощутивший собственное интеллектуальное могущество.

И на этом позитиве он рад поделиться со своими знакомыми, известием, что "дважды два – это вовсе не четыре", и вообще «не все так однозначно».

И поэтому ложные новости ретвитят на 70% чаще, чем правдивые, и для охвата 1500 человек «правде» требуется примерно в шесть раз больше времени, чем «лжи». The spread of true and false news online (англ: Распространение правдивых и ложных новостей в Интернете), исследование Massachusetts Institute of Technology Science.

Так что снижение охвата телеканалов НЕ говорит о том, что люди в РФ "устали от ТВ" – они просто стали его иначе использовать.

Теперь люди не получают «новости», способные изменить их мнения о происходящем – они подхватывают на ТВ «подтверждения» информации, которую, как им кажется, «они и так знают».

А для этого не надо смотреть ТВ без конца – для этого надо всего лишь периодические его включать, чтобы убедиться - "все идет по плану"…»

#Телеканал #Аналитика #Развлечения #Социальные сети #Россияне #Россия #ТВ #Телевидение #Социология #Пропаганда
Подпишитесь