Posted 23 августа 2022, 18:35
Published 23 августа 2022, 18:35
Modified 7 марта, 11:57
Updated 7 марта, 11:57
Соответствующие разъяснения дал Верховный суд, пишет «Интерфакс», ссылаясь на вывод судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ. Коллегия рассматривала дело о банкротстве «Стройинвеста», возводившего многоэтажку в Сергиевом Посаде в Московской области. В феврале 2014 года покупатель Леонид Паначев приобрел у застройщика 30 квартир (рассмотренный спор касался половины из них стоимостью 31,34 млн рублей). Застройщик был признал банкротом спустя шесть лет, достраивать дом принялся региональный фонд защиты прав дольщиков. Объект обещают сдать в 2030-м.
Согласно действующему закону, физлица как потребители при банкротстве застройщика должны получать недвижимость или компенсацию от фонда, а не деньги за счет конкурсной массы. Но когда Паначев направил конкурсному управляющему «Стройинвеста» заявление о включении в реестр требований обязательства по передаче квартир, то получил отказ из-за отсутствия доказательств оплаты. Однако у Паначева были копии квитанций и акт об исполнении финансовых обязательств. Арбитражный суд Подмосковья удовлетворил его заявление о включении в реестр, однако апелляция это решение отменила. Десятый арбитражный суд установил, что «обстоятельства оплаты спорных квартир не имеют правового значения», важно иное — покупал человек квартиру для себя или в качестве инвестиции.
В суде указали, что главной целью спецправил о банкротстве застройщиков является защита граждан как непрофессиональных инвесторов. Паначев же действовал как инвестор, а значит, «применение к нему статуса потребителя и сопутствующих этому статусу мер защиты прав потребителей выглядит избыточным», заключила апелляция. Она расценила его действия как злоупотребление правом и на этом основании отклонила ходатайство Паначева. Арбитражный суд Московского округа поддержал апелляцию. В ВС РФ с выводами апелляции согласились. Нон там подчеркнули, что нельзя полностью отказывать инвестору, потому что возможны ситуации, при которых гражданин приобретает несколько объектов недвижимости для проживания в ней своих родственников.
Такие инвестиции не свидетельствуют о злоупотреблении правом, отметил ВС, так как инвестиция может быть сделана с целью сберечь деньги или получать в будущем доход от сдачи жилья. Нр тут помочь покупателю невозможно, ведь фонд защиты прав дольщиков ведет достройку дома и ему переданы права на него и участок. С этого момента права кредиторов как дольщиков прекратились. Поэтому требования Паначева могут быть погашены лишь частично, за счет компенсации от фонда, решил ВС.
В середине месяца сообщалось о том, что в России появится единый федеральный реестр долгостроев, предназначенный для оказания скорейшей помощи обманутым дольщикам. В стране немало долгостроев, которые уже полностью возведены и оснащены коммуникациями, однако в реестр готового жилья их все же не переводят. Имея на руках данные единого реестра, правительству будет легче регулировать этот процесс и ускорять сдачу в эксплуатацию домов, находящихся в высокой степени готовности, а также объективно решать судьбу всех известных долгостроев.