Александр Дыбин, Санкт-Петербург
Утро 22 августа началось с обыска в здании комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП). Ранее следственный комитет возбудил очередное уголовное дело о попытке разрушить историческое здание – дома Салтыковой на Большой Морской 51. О том, что пустовавшее здание, построенное в первой половине 19-го века, хотят реконструировать под гостиницу и снести часть флигелей, было известно с 2017 года, когда был опубликован проект реконструкции. Но работы «Северная земельная компания» начала только сейчас.
Сюжет начался с резонансного конфликта на строительной площадке. Сразу после начала работ у здания появились активисты-градозащитники. Один из них Олег Мухин, попытался снять ход работ на видео, но был избит. После инцидента его с переломом скуловой кости госпитализировали. А поднявшийся шум дошел до главы СК Александра Быстрыкина, который поручил возбудить два уголовных дела: по факту сноса исторического здания и по факту избиения общественника.
Как сообщили в пресс-службе следственного комитета России, была создана специальная группа по расследованию накопившихся за последнее время уголовных дел, связанных со сносом исторических зданий.
«Глава ведомства передал уголовные дела по фактам сносов объектов культурного наследия и других исторических зданий для дальнейшего расследования в Главное следственное управление СК России, - отметили в ведомстве, - дано поручение создать специальную группу по расследованию уголовных дел, связанных с уничтожением объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге. Кроме того, главой ведомства будет проведена встреча с градозащитниками Санкт-Петербурга, которые могут оказать содействие следствию в получении информации о других имеющихся фактах уничтожения памятников истории культурной столицы».
Как рассказал «Новым известиям» градозащитник Олег Мухин, спустя несколько дней после нападения он чувствует себя лучше, врачи перевели его на амбулаторное лечение.
«Со мной же провели несколько следственных действий, - сообщил активист, - активность федеральных следователей внушает надежду, что они сделают, все что возможно, чтобы разобраться в этой истории. Есть закон, который охраняет исторические здания, а есть комитет по охране, который ищет лазейки, чтобы его обойти. Надеемся, что в результате этих уголовных дел закон начнет соблюдаться».
История с домом Салтыковой – это далеко не первый кейс с попыткой или полноценным сносом исторических зданий в Северной столице. До прошлой недели в СК уже расследовались два уголовных дела, возбужденных после таких же скандалов.
Первое дело было возбуждено по факту незаконного полного сноса Манежа Финляндского полка на 20-й линии Васильевского острова, частичного сноса Васильевского винного городка и корпусов торговых бань Екимовой на Малом проспекте Петроградской стороны, а так же попытке сноса Дома Лапина. Второе дело возбуждено после частичного сноса Дом Шагина на набережной Фонтанки. Во всех этих историях фигурируют разные компании, решившие снести памятники, но все случаи объединяет участие КГИОПА, который, судя по всему, является главной целью следователей.
По словам депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Бориса Вишневского, он передал в СК список из почти 35 зданий, по которым общественники судились с чиновниками, пытаясь отменить снос. Во всех случаях, ведомство, созданное для охраны памятников, настаивало на том, что ценность в этих объектах нет.
«В конце июня я передавал следователю, и направлял официальным письмом в ГСУ СК по Санкт-Петербургу материалы, показывающие, как КГИОП борется в судах с градозащитниками, как препятствует сохранению исторических зданий, как добивается снятия их с охраны, как поддерживает застройщиков, пытающихся подделать годы постройки исторических зданий, что позволяет их сносить, - сообщил Вишневский. - Мы отмечали следующие основные виды незаконных действий или бездействия КГИОП. Игнорирование реальных сведений о годе постройки исторического здания, бездействие в части неустранения нарушений законодательства требований режимов. Выдача разрешений на реконструкцию объектов культурного наследия и заключений о соответствии режимам с нарушением требования закона. Незаконное бездействие КГИОП в части «выявления» объектов культурного наследия, незаконные отказы в «выявлении». И особый пример - длящееся по меньшей мере с 2009 года бездействие КГИОП в части невключения объектов археологического наследия – фортификационных сооружений крепостей Ландскрона и Ниеншанц, а также остатков сооружений Охтинской верфи в перечень выявленных объектов культурного наследия».
По словам депутата, сейчас трудно спрогнозировать к чему приведет такое внимание силовиков к градозащите.
«Вопрос в наличии политический воли, это практика комитета не просто так существует, - говорит депутат, - те, кто так яростно отстаивает снос зданий, либо некомпетентны или делают это из корыстных соображений. Это и надо устанавливать следствию. Грубо говоря: это глупость или измена. Дойдет ли дело до суда, я предположить не могу, но может быть, хотя бы остановит эту практику».