Иван Зубов
Так, в престижном МГТУ им. Баумана проходной балл упал более чем на 50 пунктов. В медицинском университете им. Павлова — вообще более чем на 100. Аналогичная ситуация в МИСиС и Московском политехе.
К примеру, РБК сообщил, что в МГУ проходной балл упал по 33 направлениям подготовки. Сильнее всего снизились баллы на такие направления, как «почвоведение» — почти на 20% (с 317 до 255 баллов), «биология» — как реализуемого на биотехнологическом факультете — на 13%, так и на биофаке МГУ — почти на 9%, а также «химия, физика и механика материалов» — на 11%. В топ по падению проходных баллов попали и такие направления подготовки МГУ, как «международное гуманитарное сотрудничество» - на 7%, «прикладная математика и информатика» - 6%, «космические исследования и космонавтика» - 7%.
Нельзя не заметить, что все эти дисциплины являются главными для выхода страны из сырьевого проклятья, а стало быть страна из него в ближайшем будущем не выйдет.
Эксперты объясняют это тем, что школьникам-троечникам достаются бюджетные места, тогда как отличникам приходится либо платить, либо идти в армию, поскольку недавняя реформа отменила вторую волну поступления. К этому добавился еще и сбой на «Госуслугах», из-за которого бюджетные места достались троечникам, а те, кто сдал ЕГЭ на «отлично», остался в пролёте.
Кроме того, одним из факторов общего снижения проходного балла стали и результаты ЕГЭ, считает источник РБК в приемной кампании одного из столичных вузов. «Меньше людей сдавали профильную математику, упали баллы по физике и русскому. Если людей с высокими баллами ЕГЭ нет, то откуда им взяться в списках вузов», — сказал он.
Преподаватели и абитуриенты жалуются, что процесс поступления стал похож на русскую рулетку. Школьники с высокими баллами по ЕГЭ боятся не пройти на бюджет и подают документы, в том числе на направления, куда проходной показатель ниже.
Ещё одна проблема для тех, кто не может платить за учёбу, — армия. Из-за нехватки для всех бюджетных мест появится больше срочников.
Сетевой аналитик Игорь Дмитриев комментирует эти данные:
"Жуткие цифры! Признак упадка цивилизации в целом. Конкретных причин, конечно, много - и дистанционное обучение во время карантина, и реформа образования, но самое главное то, что при текущей форме социального устройства интеллектуальный уровень человека не даёт ему особых преимуществ в карьерном росте и достатке. Зачем учиться, если теплое место получит приближенный к начальству? И по итогу интеллект и образование перестают быть высшей ценностью в массовом сознании и конкурентным преимуществом человека…»
Между тем, журналист Павел Пряников приводит другую статистику, демонстрирующую тот простой факт, что Россия просто физически не может иметь одну экономическую модель, настолько разный интеллектуальный уровень ее населения в зависимости от места проживания. То, что может сработать в Москве, Питере и Нижнем не будет работать в Дагестане и на Алтае.
Журналист публикует карту уровня IQ российских подростков по регионам.
Так средний IQ старшеклассников Москвы 106,3, тогда как в Забайкалье около 90, а в Дагестане даже ниже 90. И это ещё не представлены на карте (и в исследовании) регионы гуманитарной катастрофы в России – юг Сибири, от Горного Алтая до Амурской области и ЕАО (только Забайкалье посчитали).
В целом по России IQ старшеклассников (исследование 15-летних) составляет 98,8.
А вот IQ старшеклассников Москвы лишь немного уступает мировому лидеру по этому показателю – Финляндии, и выше, чем в Японии.
«Россия – страна контрастов. Тут и постиндустриальный Первый мир (Москва) и одновременно Африка (Третий-Четвёртый мир) в регионах гуманитарной катастрофы…» - делает вывод Пряников.
Для справки. Эксперты считают, что уровень IQ от 81 до 90 обычно позволяет нормально учатся в школе, однако чаще всего его обладатели не получают высшего образования. Работать они могут в сфере физического труда, в отраслях, не требующих применения интеллектуальных способностей.
Правда, следует учесть, что IQ - это не уровень знаний, а способность сознания расставлять приоритеты при решении нестандартных задач, умение искать закономерности. Кроме того, аналитики утверждают, что увеличение среднего на ОДИН пункт ведет к увеличение ВВП на 4%..
Если же отвлечься от России, то в среднем почти всё человечество последние четыре десятилетия потихоньку глупеет.
Пряников пытается объяснить этот феномен следующим образом:
«Самая вероятная причина обратного эффекта Флинна (падения IQ c 1990-х) - такая же, как и у прямого эффекта (его рост до 1990-х). Речь идёт о культурных изменениях в обществе. На протяжении XX века люди считали, что лучший интеллект и знания обеспечивают детям лучшие шансы в жизни, и потому стремились совершенствоваться. Повышение IQ шло рука об руку с модернизацией, которая требует большего количества лет образования и большего количества профессий с аналитическими способностями и абстрактного мышления.
Но с началом воцарения неолиберализма с 1980-х (рейганизма-тэтчеризма), а также глобализма одновременно стали закрываться социальные лифты (меритократия) и пошёл бурный рост горизонтальной мобильности. В последнем случае не надо пробиваться умом у себя в Сомали, Сирии, Молдавии и т.п., а можно перебраться в Европу беженцем или гастарбайтером, и только на этом на порядок или два (в 10-100 раз) улучшить свою жизнь, не повышая уровень личного IQ.
Плюс автоматизация и компьютеризация. Один только факт: вопреки ожиданиям, почти всеобщая компьютеризация не увеличила производительность труда.
О втором причине биологи и антропологи говорят шёпотом, чтобы их не обвинили в нетолерантности. Но это тоже факт. Неумные люди и их потомство теперь не отсеиваются страшным естественным отбором прошлых эпох – войнами. Также с развитием интернета они меньше гибнут от девиаций (от убийств до ДТП и выламывания ломом цветмета в работающей трансформаторной будке). Даже в странах типа Колумбии, одном из прежних мировых лидеров по убийствам, теперь меньше стреляют и воюют в гражданской войне с левой FARC, а режутся в видеоиграх.
Одновременно люди с высоким IQ хуже размножаются, и это тоже факт…»