Posted 19 августа 2022, 10:29
Published 19 августа 2022, 10:29
Modified 7 марта, 12:01
Updated 7 марта, 12:01
В Британии подходит к концу предвыборная кампания двух кандидатов на пост лидера правящей Консервативной партии и соответственно премьер-министра. Соперники – глава МИД Лиз Трасс и бывший министр финансов Риши Сунак – проводят совместные встречи с рядовыми членами партии, в ходе которых ведут дебаты и отвечают на вопросы.
Российский политолог Александр Ивахник комментирует в своем канале предвыборную ситуацию:
«Голосование 160 тыс. партийцев, идущее онлайн и по почте, заканчивается 2 сентября, а 5 сентября будут объявлены его итоги. Во вторник и среду проходили встречи с рядовыми тори в двух проблемных регионах Соединенного Королевства – в Шотландии и Северной Ирландии. Перед встречей в Шотландии, где первый министр и лидер сепаратистской Шотландской национальной партии Никола Стёрджен настаивает на проведении повторного референдума о независимости уже в следующем году, Лиз Трасс сочла нужным подчеркнуть свой жесткий подход. Она заявила, что на посту премьера будет «игнорировать» Стёрджен, которая «жаждет внимания». В ходе встречи с шотландскими тори оба претендента на пост премьера решительно отвергли проведение нового референдума. Сунак назвал это «дурацкой идеей», которую он не поддержит при любых обстоятельствах. Трасс подчеркнула, что будет всеми силами защищать союз. В этом плане оба, по сути, повторили позицию, ранее выраженную Борисом Джонсоном.
В Белфасте опять-таки оба выразили свое негативное отношение к североирландскому протоколу, который является частью Соглашения о выходе Британии из ЕС и предусматривает таможенные проверки британских товаров в ольстерских портах. И Трасс, и Сунак выделили в качестве приоритета восстановление работы правительства Ольстера, которая была заблокирована пробританской Демократической юнионистской партией после ее проигрыша на региональных выборах в мае. Путь к этому Трасс видит в принятии законопроекта, который она в качестве главы МИД внесла в Палату общин в мае. Этот законопроект предусматривает односторонний отказ от части положений протокола. Он вызвал негодующую реакцию в ЕС и серьезную оппозицию в Палате лордов. Однако Трасс твердо намерена провести законопроект через парламент. Сунак занял чуть более гибкую позицию, поддержав законопроект, но выразив желание возобновить переговоры с Брюсселем.
В целом же главные противоречия между Трасс и Сунаком по-прежнему касаются финансово-экономической политики. Трасс резко критикует повышение налогов, начатое Сунаком для сбалансирования бюджета, сильно просевшего в период пандемии. С ее точки зрения, это неизбежно толкает страну к рецессии. Она обещает немедленно начать масштабное снижение налогов на сумму в 40 млрд ф.ст., что, по ее расчетам, быстро приведет к экономическому росту. При этом она выступает против финансовых «подачек» уязвимым группам населения. Вместе с тем, Трасс отстаивает увеличение военных расходов до 3% ВВП к 2030 г. Сунак видит главную проблему страны в самой высокой за 40 лет (более 10%) инфляции, которая подстегивает кризис стоимости жизни. Он называет экономические планы Трасс «сказочными», призывает ответственно подходить к бюджету и настаивает, что снижать налоги нужно, но лишь после укрощения инфляции. Он считает необходимым предоставление сейчас прямой финансовой помощи пенсионерам и людям с низкими доходами, отказ от этого, по его словам, станет «моральным провалом» правительства тори.
Хотя позиция экс-министра финансов кажется более продуманной и сбалансированной, на рядовых тори простые рецепты Трасс, а также ее решительность производят большее впечатление. Несколько свежих опросов, проведенных среди членов правящей партии, говорят о том, что глава МИД обладает значительным перевесом и практически уже обеспечила себе победу. Это связано с социально-демографическими особенностями членов партии, составляющих всего 0,3% британского электората. Почти 60% рядовых тори– это люди старше 50 лет (39% – старше 65). 63% из них – мужчины, 80% относятся к зажиточным слоям, 56% проживают на благополучном Юге Англии и в Лондоне. Для них обещания снизить налоговую нагрузку и проводить жесткий курс в отношениях с ЕС, судя по всему, перевесили иные соображения…»