Западные юристы, кажется, провернули весьма успешную операцию, сулящую им очень большие гонорары. Похоже, что они уже начинают охотится за активами богатых россиян, попавших под санкции, - сообщает Bloomberg.
Известно, что после начала спецоперации России в Украине несколько западных юристов создали так называемый Альянс за справедливость для Украины (Ukraine Justice Alliance – UJA), целью которого была поддержка Украины с помощью разработки юридического плана для привлечению к материальной ответственности россиян, которые поддержали боевые действия, начатые российской властью. Юристы привлекли к своей деятельности и известных расследователей. И вот теперь этот Альянс дал старт кампании сбора средств с тем, чтобы начать подачу исков для получения доступа к «токсичным российским активам», сообщает агентство.
Юристы обращаются с такими предложениями к различным хедж-фондам и фирмам, которые занимаются финансированием судебных процессов. В случае успеха судебных процессов такого рода, отсуженные у российских олигархов средства будут поступать в пользу Украины, но и сами инвесторы тоже получат свою долю. Сами участники Альянса UJA оценили стоимость подсанкционных активов россиян, которые можно будет отсудить, примерно в 1 трлн долларов США. Инициативу возглавили британские юридические фирмы McCue Jury & Partners и Mishcon de Reya.
Но самое же интересное тут заключается в том, что фирма Mishcon обладает инсайдерской информацией, поскольку ранее она предоставляла российским богачам весьма полезную услугу - VIP Russia. Она, кроме всего прочего, включала и структурирование, и защиту их активов. Ее предоставление было прекращено только с началом спецоперации.
Сегодня же ситуация такова, Альянс закончил идентификацию токсичных российских активов на сумму около 200 млрд долларов, и к ним уже можно предъявлять судебные требования. Теперь британские юристы хотят привлечь финансирование для начала процессов против россиян, попавших под санкции россиян от имени 50 тысяч украинских беженцев, сказал агентству Джейсон Маккью, партнер-основатель McCue Jury & Partners.
В итоге, грубо говоря, получается, что британские юристы сперва помогли россиянам спрятать их денежки, а теперь показали всем эти тайники.
Впрочем, такие процессы едва ли будут простыми — подобные суды могут затягиваться на многие месяцы. Осложнить реализацию инициативы может также то, что около 20 попавших под санкции россиян, включая Михаила Фридмана, Романа Абрамовича и Петра Авена, оспорили введенные ограничения в Европейском суде. Кроме того, по крайней мере один хедж-фонд уже отклонил предложение альянса, а некоторые инвесторы, в том числе семейные офисы, хотят просто пожертвовать деньги на инициативу, не инвестируя в нее, пишет Bloomberg.
Вот что пишет по этому поводу журналист Наталия Геворкян:
«Прочла, что британские юристы, которые вчера помогали богатым русским прятать (ок, защищать) активы, теперь использует свои знания инсайда, чтобы помочь украинцам отсудить эти активы в пользу Украины. Речь идет об активах тех россиян, которые по санкциями. Цитирую: «Но у Mishcon есть инсайд. Компания ранее предоставляла богатым россиянам услугу VIP Russia, которая включала структурирование и защиту активов (эта работа прекратилась после начала спецоперации). Компания намерена использовать подходы из разных юрисдикций и областей права, говорит Брэндон».
У меня один вопрос, нет два. Этично ли использовать инсайд против, например, своих же вчерашних клиентов? И еще - юристы в таком случае зарабатывают дважды - сначала на работе на русских клиентов, а потом на работе против них?
На даю оценок, просто спрашиваю, поскольку это означает, что сначала они использовали методы, чтобы обеспечить безопасность активам русских клиентов, а теперь те же методы, чтобы найти активы, да. Недурно…»
Адвокат Алексей Федяров отвечает коротко: «Я бы так стал очень богатым человеком за пару месяцев. Но не стану.»
А другой адвокат, Шота Какабадзе, пишет: «Если вели клиента как юристы и получили информацию - инициативно работать против этого же клиента нельзя (Международный кодекс этики юриста. пп 13, 14), принудить к раскрытию информации могут, но это непросто. Только по решению суда и в очень специфических случаях. Даже обыск в помещении адвокатской конторы провести нельзя…»
Под стать и другие мнения:
- Неэтично. Возможно, опасаются того, что в нынешние особенные времена скоро всплывёт что-нибудь еще неэтичное из их работы с такими VIP-ами. Спешат покаяться.
- А у меня другой вопрос - было ли этично со стороны этих русских прятать украденные, пахнувшие кровью активы и со стороны юристов им в этом помогать? А если нет, почему вспомнили об этике только сейчас? Не смешно ли искать этику там, где её никогда не было и быть не может по определению?
- Знаете анекдот про мышей и юристов, как решили опыты ставить на юристах. Во-первых, их больше, во-вторых, не так жалко, а главное — есть вещи, которые мыши отказываются делать.