Екатерина Максимова
По недавно озвученным данным Росстата, долги россиян (физических лиц) за ЖКУ превысили 804 млрд рублей. По сравнению с прошлым годом задолженность увеличилась на 7,5%. Но годом ранее глава Минстроя Ирек Файзулин заявлял, что задолженность организаций и населения за коммунальные услуги в 2021 году составляла около 1,5 трлн рублей.
Зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева утверждает, что в России нет системы учета долгов россиян за услуги жилищно-коммунального хозяйства и никто не может подтвердить или опровергнуть данные от Росстата.
«Я честно пыталась разобраться, откуда Росстат взял такую цифру. Цифры абсолютно не бьются, трудно понять, откуда они взялись. Сверенная эта задолженность или нет. И по-разному все отвечают на вопрос о том, какова доля в этой сумме - непосредственно задолженность именно граждан, а сколько - долг предприятий и организаций. У Росстата одни цифры, у Минстроя другие», - пояснила «Новым Известиям» Светлана Разворотнева.
По ее мнению, есть только версии. По одной из них: около 50% от общей задолженности накопили именно физические лица.
Председатель комитета Союза юристов Москвы, члены ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Александр Толмачев трактует цифры по-другому. «Если мы берем задолженность за прошлый год - около 1,5 трлн рублей, то из этой огромной суммы, но это приблизительно, 75-80% - это долги предприятий перед системой жилищного хозяйства», - заявил накануне Толмачев в эфире общественной службы новостей.
Светлана Разворотнева добавляет, что по замыслу прозрачная статистика должна была появиться в системе ГИС ЖКХ, но этого не произошло. «В ЖКХ у нас все абсолютно непрозрачно. Система ГИС в последние годы передается из одного ведомства в другие и толком не работает. Получается, что у нас нет актуального источника информации», - резюмировала депутат Госдумы. Она также добавила, что платежная дисциплина за услуги ЖКХ среди россиян находится на высоком уровне (95%) и она не снижалась.
Депутат Госдумы, глава комиссии по жилищным правам граждан Галина Хованская настаивает, что к проблеме неплатежей должен подключиться российский кабмин. Сделать работоспособной систему адресной защиты граждан, которые по разным причинам становятся должниками - это задача органов государственной власти.
Одна из мер помощи - смягчение правил предоставления субсидий семьям, которые находятся в тяжелом финансовом положении и не справляются с коммунальными платежам. Так, речь идет о снижении предельно допустимой доли совокупных доходов семьи на оплату коммунальных услуг.
Сейчас регионы РФ самостоятельно определяют тот порог затрат на ЖКХ, после которого гражданину полагается субсидия. В Москве коммуналка субсидируется, если она превышает 10 % от доходов семьи. В большинстве регионов люди получают право на субсидию только в том случае, если их расходы на ЖКУ составляют 22% от семейного бюджета.
«Во многих территориях страны местные власти своим решением эту планку не снижают. В подавляющем большинстве регионов, как правило, дотационных, возможности оказывать такую помощь нет. Мы выходили с инициативой: пусть в регионах порог будет не 10%, как в Москве, но хотя бы 15%. Я говорила об этом президенту: чем беднее регион, тем больше нагрузка на граждан. Абсурдная ситуация. А выравнивание этой бюджетной обеспеченности - это компетенция правительства. Но нам в правительстве отвечают: у регионов же есть право самим принимать такое решение, - говорит Галина Хованская. - Это очень лицемерная позиция: пусть регионы сами выкручиваются со своими малоимущими. А это, еще раз подчеркну, обязанность правительства. Президент дал поручение обеспечить систему выравнивания, чтобы у нас жители дотационных регионов не зависели от того, в каком субъекте они проживают. Адресная защита должна быть одинаковой на всей территории страны. И она должна быть эффективной. Но поручение президента уже год не выполняется», - пояснила Галина Хованская.
Кандидат экономических наук, эксперт Координационного совета некоммерческих организаций России Сергей Баженов считает, что различные меры социальной поддержки населению нужны, но это не поможет до тех пор, пока коммунальщики не умерят свои аппетиты. Он считает, что рентабельность участников рынка должны быть ограничена или хотя бы регламентирована.
«Когда нам говорят об очередном повышении стоимости коммунальных услуг, объясняют это ростом фонда заработной платы и так далее. На самом деле, зарплата обслуживающего персонала в общей стоимости составляет не более 15%. Все остальное - это завышенная рентабельность на всех уровнях, начиная от добычи и заканчивая сетями, которые повсеместно низко производительные и имеют большие потери. Вот эту всю цепочку надо анализировать, а не суммы задолженности населения», - считает Сергей Баженов.
По его мнению, если государство не может повлиять на сферу ЖКХ, в которой много посредников и неэффективных схем, то пора принимать нетривиальные меры.
«Если мы не можем повлиять на бизнес, чтобы он был честным, включая управляющие компании, тогда давайте мы национализируем эту отрасль. Поставим ее на такие уровни экономических и технических технологий, чтобы она работала. И уже эту работающую систему тогда мы сможем отдать в аренду бизнесу», - считает экономист Баженов.