США и Норвегия испытали реактивный снаряд для ствольной артиллерии

США и Норвегия испытали реактивный снаряд для ствольной артиллерии

16 августа 2022, 10:25
Подразделение американской корпорации Boeing Phantom Works и норвежская Nammo провели на полигоне Андойя в Норвегии испытания нового гаубичного боеприпаса Ramjet 155

Александр Сычев

Стрельбы проходили по цели на расстоянии около 70 километров. «Реактивный двигатель запустился, и снаряд стабильно пролетел все расстояние с хорошо контролируемым процессом сгорания», — заявили разработчики.

К норвежским конструкторам, которые давно уже проводили исследования по применению реактивных двигателей в ствольной артиллерии, американцы подключились в июле 2019 года. Программу совместного создания нового боеприпаса они назвали XM1155. Это одновременно и боеприпас, будущая армейская система пушечной артиллерии увеличенной дальности (ERCA). Новая гаубица должна появиться в 2025 году.

Орудие предполагается установить на шасси уже существующей самоходной гаубицы M109 A7, созданной компанией BAE Systems. Известно, что орудие будет иметь 9-метровый ствол. Помимо стандартного наборы боеприпасов 155-миллиметрового калибра гаубица будет стрелять норвежскими или аналогичными реактивными снарядами, которые американцы создадут на основе полученных в Норвегии технологий. Гаубица должна будет стрелять со скоростью 10 выстрелов в минуту.

До недавних пор в Пентагоне довольно прохладно относились к ствольной артиллерии, которая практически уперлась в физические пределы своей модернизации. Считалось, что все способы увеличить дальность стрельбы – длина ствола, количество и качество метательного заряда, калибр, материалы, уже исследованы и применены. Двигаться больше некуда. Ракетная артиллерия и дроны-камикадзе перспективнее. Однако оружейники ряда стран, включая Россию, решили скрестить прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ramjet) с артиллерийским снарядом, открылось направление для развития.

Достоинства прямоточного двигателя: простота (в нем нет вращающихся деталей, как в турбореактивном), небольшие габариты и способность развивать скорость до 6 Махов. Но, чтобы запустить работу двигателя, снаряд необходимо разогнать до 3 Махов. Только в этом случае поступающий в воздухозаборник воздух создает необходимое для воспламенения топлива давление.

Конечно, у реактивного снаряда есть и недостатки. Во-первых, установка реактивного двигателя делает его значительно дороже обычного артиллерийского снаряда. Во-вторых, увеличение дальности требует установки системы наведения и рулевого оперения, а это снижает боевую нагрузку снаряда.

По имеющимся сведениям, разрабатываемый боеприпас Ramjet 155 подходит также и для уже существующих орудий – буксируемой гаубицы M777 и самоходной M109A7.

И все же дальность стрельбы чрезвычайно важна и оправдывает возрастающие затраты. Ведь увеличивается шанс артиллерийской системы избежать ответного подавляющего огня, если, конечно, противник обладает аналогичной ствольной артиллерией. Новые орудия смогут поддерживать сухопутные войска на большем удалении, освобождая авиацию и вертолеты для других задач.

Но появление Ramjet 155 само по себе не изменит обстановку на поле боя в пользу его обладателя. Артиллеристам необходимы данные разведки для нанесения ударов, в которой беспилотники и другие системы сбора разведывательной информации необходимо объединить с дальнобойной артиллерией и связать защищенной связью. Этим теперь и занимаются две компании.

#Технологии #Новости #США #Норвегия #Снаряд
Подпишитесь