Очень часто можно услышать мнение о том, что искусство никак не влияет на состояние общества, что работать с обществом чисто художественными методами не получится, оно способно меняться только по экономическим и социально-политическим мотивам. Однако, это не так. Примером тому – Холокост, массовое и планомерное истребление евреев нацистами во времена гитлеровской Германии.
Оказывается, что после поражения немцев в войне, они вовсе не сразу ужаснулись тому, что уничтожили всего за 10 лет около 6 миллионов евреев и цыган. Да, в 1970 году канцлер ФРГ Вилли Брандт во время визита в Польшу встал на колени перед памятником героям Варшавского гетто, в знак признания вины немецких нацистов перед еврейским народом. Но и этот мужественный поступок не слишком повлиял на немцев. Да, с того момента, а не сразу после окончания войны они постепенно начали признавать сам факт геноцида, но даже тогда половина населения Западной Германии осудила своего канцлера за этот поступок. Интересно, что кроме немцев не признал роль (части) своего народа в Холокосте больше ни один народ Европы, а ведь стран, выдавших евреев и цыган на верную смерть много.
Окончательно же чаша весов склонилась в сторону справедливости только в 1979 году, причем благодаря кино. Об этом напоминает в своем блоге Светлана Бутарева:
«Я читала об этом уже много лет назад, но теперь решила вынести отдельным постом. История, как демонстрация американского сериала изменила отношение немцев к Холокосту, того стоит. Улицы Западной Германии пустели во время демонстрации этого сериала, как у нас во время демонстрации «Семнадцати мгновений весны».
В январе 1979 года по западногерманскому телевидению транслируется четырехсерийный фильм Марвина Чомски (двоюродного брата знаменитого Ноама Чомски) «Холокост» с Мерил Стрип в одной из главных ролей и с Джеймсом Вудсом и Майклом Мориарти – в других. Фильм рассказывает историю двух вымышленных берлинских немецких семей с середины 1930-х до середины 1940-х годов. Одна - христианская, члены которой по экономическим соображениям становятся нацистами и военными преступниками, другая - относительно богатая еврейская, члены которой становятся их жертвами. Сериал получил две премии «Золотой глобус»: в номинации «лучший актёр в теледраме» (Майкл Мориарти) и «лучшая актриса в теледраме» (Розмари Харрис); а также номинацию на премию за лучший драматический телесериал.
В сериале упоминаются и Хрустальная ночь, и восстания в Варшавском гетто и в лагере Собибор, а также массовые депортации евреев, лагеря уничтожения, расстрелы, программа эвтаназии...
Но и это еще не все. Каждую показанную по телевидению серию в студии комментировали историки, причем к ним мог позвонить и задать вопрос о достоверности фактов, изложенных в фильме, любой зритель. В итоге в Западной Германии (а это было время, когда страна была разделена на две: западную – ФРГ и восточную – ГДР) посмотрели 48% взрослого населения, - 20 миллионов человек. Телефоны студии буквально разрывались от звонков (более 23 тысяч) зрителей, разгневанных тем, как можно было допустить такое?! Со стороны правых радикалов были зафиксированы даже попытки подрыва телекоммуникационных башен, чтобы прекратить показ сериала.
До этого знание о Холокосте в Германии ограничивалось лишь достаточно узким кругом неравнодушных и интересующихся людей, зато после показа слово «Холокост» был объявлено «Обществом немецкого языка» словом года, а изучение обстоятельств катастрофы еврейского народа было включено в школьную программу. Холокост стал элементом политического дискурса. И самое главное: именно в 1979 году Бундестаг отменил сроки давности преследований за Холокост и геноцид, поставив таким образом точку в более, чем 20-летней дискуссии на эту тему. Теперь нацистское прошлое прочно входит в научный, культурный, образовательный и политический обиход, становится предметом постоянного внимания СМИ. Факты военных преступлений больше всерьез никто не отрицает.