Posted 12 августа 2022, 13:35

Published 12 августа 2022, 13:35

Modified 7 марта, 12:07

Updated 7 марта, 12:07

Козлов отпущения: советская власть оказалась «невиновной» в расстреле рабочих

12 августа 2022, 13:35
60 лет назад 13 августа 1962 года, начался суд над 120 жителями Новочеркасска, активными участниками многотысячной демонстрации протеста, которую расстреляли в центре города, оставив на улицах 87 раненых и 26 убитых

Сергей Баймухаметов

Эти факты ныне общеизвестны.

Малоизвестна в деталях реакция властей. А она, как и всегда, представляет особый интерес.

Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев в 1957 году выдвинул лозунг «Догоним и перегоним Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!»

Причем, за три года. Выполняя указы, колхозы и совхозы сдавали на убой молодняк, даже дойных коров, власти ограничили количество скота на личных подворьях, урезали приусадебные участки. В итоге - подорвали основы животноводства.

Цены выросли сразу на треть!

Через 5 лет, в 1962 году, в стране резко повысили цены на мясо и мясные продукты.

В народе начались волнения. КГБ докладывал: «В ряде городов отмечены случаи появления отдельных антисоветских листовок и надписей».

Но только в городе Новочеркасске Ростовской области недовольство населения вылилось в открытый массовый протест, который начали рабочие Новочеркасского электровозостроительного завода.

Тому есть объяснения.

В Новочеркасске даже за картошкой стояли огромные очереди. И не всем доставалось.

Что касается НЭВЗ, то условия труда на нем были худшими в городе. Доходило до того, что рабочие кузово-сборочного цеха три дня не приступали к работе, требуя улучшения условий труда. В начале 1962 года администрация повысила нормы выработки, зарплата упала н 30%.

Но и этого мало. 1 июня центральные газеты опубликовали сообщение о повышении розничных цен на мясо и мясные продукты в среднем на 31%, на сливочное масло - на 25-35%. И с этого же дня (!) дирекция НЭВЗ в очередной раз увеличила нормы выработки, что приводило к снижению заработка еще на 25-30%.

Так в перенасыщенной негативом атмосфере произошло замыкание, ударила искра.

Из искры возгорелось пламя

Ранним утром 1 июня около двух десятков рабочих сталелитейного цеха собрались в сквере, где, не стесняясь в выражениях, обсуждали происшедшее в стране и на их заводе. Вскоре к ним присоединились другие. Слесарь кузнечного цеха Вячеслав Черных и его товарищи пришли на компрессорную станцию и включили заводской гудок. На сигнал гудка вышли рабочие других цехов, жители окрестных домов. Черных и художник литейного цеха Вячеслав Коротеев изготовили плакат «Мяса, масла, повышения зарплаты!» и укрепили его на высокой опоре. Он был виден везде и стал лозунгом протеста.

500-600 человек подступили к заводоуправлению. Рядом проходила железная дорога. Рабочие остановили поезд и включили гудок паровоза.

К месту стихийного митинга стали стекаться рабочие с других заводов. Счет протестующих пошел на тысячи. Выступления начальства, включая первого секретаря обкома, не возымели действия.

Милицию, которая пыталась оттеснить митингующих от заводоуправления, разогнали, некоторых милиционеров избили.

Сообщение о случившемся немедленно отправили в Москву. Оно повергло в шок высшую власть. Здесь необходимо объяснение для нынешней молодежи. КПСС была основана как партия рабочего класса - РСДРП, Российская социал-демократическая рабочая партия. И все советские годы усиленно декларировалось, что это партия рабочих. Само слово и понятие «рабочий» демагогически воздвигалось пропагандой на некий пьедестал. Как часто бывает, со временем сами власти стали верить в свою же пропагандистскую демагогию. И вдруг… «рабочие» открыто восстали против решений «своей» партии! «Пролетарии» восстали против «пролетарского» государства!

Конечно, во всех донесениях указывалось, что это «отщепенцы» и «демагоги», добавлялось, что «рабочие дали отпор». Но факт есть факт.

В Новочеркасск вылетели члены Президиума ЦК КПСС Фрол Козлов, Анастас Микоян, Андрей Кириленко, Дмитрий Полянский и секретари ЦК Леонид Ильичев и Александр Шелепин. Никогда еще ни в одном районном городе не собиралось столько высших руководителей СССР. Не хватало только самого первого секретаря ЦК ЦПСС, председателя Совета Министров СССР Никиты Хрущева.

Погуляли и хватит - за работу, товарищи!

В ночь на 2 июня в город ввели войска

Утром 2 июня протестующие рабочие и присоединившиеся к ним горожане уже организованно, под красными фагами, с портретом Ленина и с плакатами «Мяса, масла, повышения зарплаты!» двинулись к горкому партии, прорываясь сквозь армейские заграждения. Надо отметить: наиболее агрессивные из них штурмом взяли здание горкома и здание милиции, пытаясь освободить ранее задержанных.

Войска открыли огонь.

На следующий день по местному радио выступил секретарь ЦК КПСС, член Президиума ЦК КПСС Фрол Козлов, который полуофициально и фактически считался вторым человеком в партии и государстве.

Он повторял, что «подстрекателями беспорядков являются хулиганствующие элементы», утверждал, что повышение цен на мясо и масло необходимо для дальнейшего подъема животноводства и улучшения жизни народа, призвал завтра же выйти на работу.

Но главное - в другом.

Только что в городе расстреляли митингующих. 87 человек ранено, 26 - убито. И вот, выступая перед жителями расстрелянного города, второй по рангу руководитель государства не нашел НИ ОДНОГО СЛОВА СОБОЛЕЗНОВАНИЯ.

Причем родственники погибших тогда не могли проститься с ними, похоронить. Убитых увезли и зарыли, где придется, чтобы никто ничего не знал и не узнал.

А Козлов закончил свое выступление призывом: «За работу, товарищи!»

Еще кровь не смыли с улиц (площадь перед горкомом покрыли новым асфальтом), а уже на следующий день после расстрела демонстрации следственный отдел КГБ возбудил уголовное дело о массовых беспорядках по признакам статьи 79 УК РСФСР.

Особо отметим - статья 79 УК РСФСР.

Еще кровь не смыли с улиц, а власть срочно приступила к «организации всенародного осуждения» участников протеста. Цинизм дошел до того, что «организовали» обращение рабочих сталелитейного цеха, начавшего забастовку, с просьбой разрешить им работать в воскресенье, чтобы «искупить вину за имевшие место беспорядки».

В Новочеркасске шли повальные аресты. Город погрузился в страх. Хотя были и попытки сопротивления, на столбах и заборах расклеивались листовки. Одна из них - с требованием допустить родственников к раненым, к местам захоронения трупов.

«Другого выхода, кроме расстрела, у нас не было!»

10 июня 1962 года, на восьмой день после расстрела, состоялось заседание Президиума ЦК КПСС. Подробного отчета нет, есть лишь протокольная запись. Номер протокола вписан карандашом. Дата заседания, формулировка вопроса, ход обсуждения и решения вписаны красными чернилами.

«Протокол № 35.

Заседание 10 июня 1962 г.

Присутствуют: Брежнев, Кириленко, Козлов, Косыгин, Куусинен, Микоян, Полянский, Суслов, Хрущев, Рашидов, Гришин, Демичев, Ильичев, Пономарев, Шелепин, Малиновский, Гречко, Чуйков, Бирюзов, Захаров, Епишев, Громыко, Иванов С.П.

  1. Информация т. Козлова о событиях в Новочеркасске.

(Козлов, Микоян, Ильичев, Хрущев).

Хорошо провели акцию.

Другого выхода у нас не было.

Большинство поддерживает».

(Архив президента РФ. Ф.3. Оп.16. Д.947. Л.21-22.)

С 13 по 20 августа проходил суд.

КГБ, прокуратура, отдел пропаганды ЦК по РСФСР постоянно посылали в ЦК сообщения о ходе процесса:

«Многие рабочие, побывавшие на суде, высказывают мнение, что таких преступников нужно не судить, а стрелять без суда и следствия. Рабочие сборочного цеха электровозостроительного завода Радченко и Шиния, возвратившись с процесса, рассказали в цехе об истинном лице людей, которых судят. Их рассказ был встречен возгласами рабочих по адресу преступников: «Сволочи», «толстосумы», чего они хотели добиться». <…> Если ранее часть людей не понимала происшедших событий, то теперь жители гор. Новочеркасска разобрались в их существе, поняли, что беспорядки были спровоцированы уголовно-хулиганствующими элементами и с возмущением осуждают преступные действия бандитов и хулиганов».

Семь человек приговорили к расстрелу. 103 человека - к лишению свободы от 2 до 15 лет.

Отдельно - о смертном приговоре. 3 июня, на следующий день после расстрела, дело было возбуждено по статье 79 УК РСФСР - «Организация массовых беспорядков», с наказанием в виде лишения свободы на срок от 2 до 15.

Но потом в отношении семерых подследственных дело переквалифицировали и осудили их по статье 77 УК РСФСР Бандитизм. «Организация вооруженных банд с целью нападения на предприятия, учреждения, организации либо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях». Вплоть до смертной казни.

Власть ни при чем, во всем виноват Козлов

Через 29 лет, в 1991 году, Верховный суд СССР признал этот приговор незаконным. По тому незаконному приговору расстреляны:

Зайцев Александр Фёдорович, 35 лет, бригадир совхоза;

Коркач Андрей Андреевич, 45 лет, рабочий электродного завода;

Кузнецов Михаил Александрович, 32 года, рабочий электродного завода;

Мокроусов Борис Николаевич, 39 лет, обрубщик станкостроительного завода;

Сотников Сергей Сергеевич, 25 лет, токарь электровозостроительного завода;

Черепанов Владимир Дмитриевич, 29 лет, слесарь завода «Гормаш»;

Шуваев Владимир Георгиевич, 25 лет, повар школы-интерната.

Пролетели десятилетия. Распался СССР. Новая власть, надо отдать ей должное, в громадье обрушившихся проблем, тем не менее, вспомнила о Новочеркасском расстреле.

В 1992 году Главная военная прокуратура РФ возбудила уголовное дело:

«Главную роль в принятии основных решений, связанных с наведением порядка в г. Новочеркасске в июне 1962 года, играл член Президиума ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС Козлов Ф.Р., возглавлявший группу прибывших в город 1 июня 1962 года представителей аппарата ЦК КПСС. Будучи по своему положению вторым после Хрущева Н.С. человеком в партии и обладая практически неограниченными полномочиями, Козлов Ф.Р. занял наиболее жесткую позицию среди других членов Президиума ЦК КПСС, требуя от командования СКВО и внутренних войск принятия незамедлительных и самых радикальных мер для прекращения беспорядков в городе. <…> Козлов Ф.Р. без предварительного согласования с Хрущевым Н.С. распорядился применить оружие против собравшихся на площади людей. <…> Во избежание новых демонстраций и массовых волнений в городе по решению Козлова Ф.Р. трупы погибших граждан их близким не выдали, а тайно, без гробов захоронили на различных кладбищах Ростовской области, чем были нарушены законные права и интересы родственников погибших лиц, в течение 30 лет не имевших о них никаких сведений. <…> В действиях Козлова Ф.Р. усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 171 УК РСФСР».

Итак, главный палач - Козлов. Но остальные-то что, многим лучше? С начала событий и до резолюции Президиума ЦК КПСС: «Хорошо провели акцию. Другого выхода у нас не было».

Уголовное дело в 1992 году было открыто против многих из них, включая Первого секретаря ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР Хрущева.

Следствие длилось 2 года. Что происходило за кулисами, мы не знаем. Возможно, президенту Ельцину, бывшему первому секретарю Свердловского обкома КПСС и Московского горкома КПСС, кандидату в члены Политбюро ЦК КПСС его бывшие партийные собратья говорили: «Нельзя отдавать под суд сразу несколько членов Президиума ЦК КПСС, пусть даже посмертно, да еще во главе с Хрущевым! Это значит всю власть, всю советскую систему отдать под суд!»

Так или иначе, 11 сентября 1994 было принято постановление Главной военной прокуратуры:

«1. Прекратить уголовное дело в отношении Козлова Ф. Р., превысившего власть и предоставленные ему полномочия при принятии решений по наведению порядка в г. Новочеркасске в июне 1962 года, на основании п. 8 ст. 5 УПК РСФСР - в связи с его смертью.

2. Прекратить уголовное дело в отношении Хрущева Н.С., Микояна А.И., Кириленко А.П., Полянского Д.С., Шелепина А. Н., Ильичева Л. Ф., Плиева И. А., Олешко И.Ф., Чугунова Б.Н., Пожидаева Е.А., Малютина Н.С., а также бывших военнослужащих 505-го полка внутренних войск, применивших оружие при отражении нападения на Новочеркасский городской отдел милиции 2 июня 1962 года, на основании п. 2 ст. 5 УПК РСФСР - за отсутствием в действиях указанных лиц состава преступления».

В 1992 и 1996 годах Постановлением Верховного Совета РФ и специальным Указом президента РФ Бориса Ельцина подавление демонстрации в городе Новочеркасске в июне 1962 года официально осуждено, все обвиненные граждане и их родственники признаны жертвами политических репрессий.

Так это было.

Подпишитесь