Posted 12 августа 2022, 13:34

Published 12 августа 2022, 13:34

Modified 7 марта, 12:07

Updated 7 марта, 12:07

Казахстан идет в обход: вместо России Алма-Ата направит нефть через Азербайджан

12 августа 2022, 13:34
Аналитики считают, что в связи с осложнениями в казахстанско-российских отношениях, эта среднеазиатская страна решила воспользоваться другими маршрутами для транспортировки своей нефти

Ожидается, что Казахстан с сентября будет продавать часть своей сырой нефти по крупнейшему нефтепроводу Азербайджана, поскольку страна ищет альтернативы маршруту, который Россия угрожала закрыть. Об этом сообщает агентство Reuters со ссылкой на три своих источника, знакомых с вопросом.

Как известно, сейчас Казахстан поставляет большую часть нефть по трубопроводу КТК, который идет до российского черноморского порта Новороссийск. Оттуда нефть попадает на мировой рынок. Однако июле 2022 года российский суд пригрозил приостановить КТК, что вынудило правительство Казахстана задуматься об альтернативных, более надежных маршрутах поставок.

Теперь же агентству Reuters стало известно о том, что Казахстанская государственная компания «КазМунайГаз» (КМГ) ведет переговоры с азербайджанской нефтяной компанией SOCAR. КМГ хочет продавать 1,5 миллиона тонн нефти в год через азербайджанский трубопровод, по которому нефть доставляется в турецкий порт Джейхан.

Контракт, предположительно, будет подписан в конце августа, а поставки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) начнутся через месяц.

Пока речь не идет о том, что новый маршрут станет полноценной заменой российскому трубопроводу. Объем в 30 тысяч баррелей в сутки, которые планируется прокачивать через азербайджанский трубопровод, в десятки раз меньше 1,3-1,4 миллиона баррелей, которые в сутки проходят по маршруту «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК).

Ещё 3,5 миллиона тонн нефти в год могут начать экспортироваться в 2023 году по другому азербайджанскому трубопроводу – в грузинский черноморский порт Супса. После этого суммарный объемы поставок по обоим маршрутам составят 8% от того, что экспортируется по трубопроводу КТК.

«Тенгизшевройл» — совместное предприятие Chevron и «КазМунайГаз» — тоже ведет переговоры о новых маршрутах поставок, сообщили источники Reuters. В этом случае трубопровод БТД также рассматривается как возможный вариант. «Тенгизшевройл» уже пользовался альтернативным маршрутом через грузинский порт Батуми в апреле, когда из-за урагана морской терминал КТК частично вышел из строя.

Казахстан ежедневно поставляет на мировой рынок примерно 1,4 миллиона баррелей в сутки. Это примерно 1% мировых поставок. Одновременное изъятие с рынка такого количества нефти может привести к скачку цен на этот энергоноситель. Наблюдатели допускают, что Россия может использовать трубопровод КТК для усиления давления на Запад.

Подпишитесь