Posted 9 августа 2022, 08:01
Published 9 августа 2022, 08:01
Modified 7 марта, 12:10
Updated 7 марта, 12:10
Александр Сычев
Судя по распространенному видеоролику, турецкая оборонная промышленность создала четыре беспилотных надводных системы: Ulaq («Посланник»), Salvo («Залп»), Sancar («Разящий») и корабли проекта Swarm («Рой») – Albatros и Mir («Командир»).
«Посланник» создан двумя турецкими компаниями Ares Shipyard и Meteksan Defence. Работы начались в 2018 году. Длина катера достигает 11 метров. Он способен развивать скорость 35 узлов и пройти 400 километров.
Мощный компьютер обрабатывает данные, которые поступают с приборов дневного и ночного видения, радиолокатора и различных датчиков, а также зашифрованную информацию от пунктов управления. Пункты управления могут находиться как на суше, так и на других боевых кораблях.
Несмотря на свои размеры, катер имеет приличное вооружение. На борту размещаются пусковые установки с четырьмя 70-миллиметровыми ракетами Cirit с лазерным наведением. Эта ракета бьет на расстояние восемь километров. Помимо них есть две дальнобойные ракеты UMTAS. Они могут быть с инфракрасным или лазерным наведением (эти помечаются литерой L) и предназначены для поражения бронированных целей. Дальность действия до восьми километров.
Помимо ракет на корабле установлен дистанционно управляемый боевой модуль универсального применения (RWS), а проще говоря, пулемет. Произведен модуль норвежской компанией Kongsberg Defence and Aerospace и французской Thales Group. Калибр пулемета 12,7 миллиметра. Есть также две легкие торпеды.
Предназначен корабль для ведения разведки, наблюдения, рекогносцировки, но может также защищать стратегическую инфраструктуру и наносить удары по противнику.
Беспилотный корабль Salvo выпускает верфь Dearsan Shipyard. Весной этого года в Мраморном море дрон провел первые стрельбы и поразил морскую цель ракетой Cirit с лазерным наведением. Испытатели использовали также пулеметную систему RWS.
Длина дрона «Залп» - 14,8 метра, ширина – 3,8, осадка – 75 сантиметров. В зависимости от устанавливаемого дизельного двигателя корабль может развивать максимальную скорость 45 - 60 узлов.
«Разящего» создали верфь Yonca Onuk и компания Havelsan Partnership. Это самая новая разработка – катер спустили на воду в Стамбуле в минувшем июне. Длина дрона достигает 12,7 метра, а водоизмещение – девять тонн. Он может находиться в море 40 часов, и за это время преодолеть около 600 километров. Дизельный двигатель позволяет развить максимальную скорость 40 узлов. По заверениям конструкторов, беспилотнику по зубам шторм в четыре балла.
На этом катере также устанавливается оружейная станция RWS с 12,7-миллиметровым пулеметом, четыре ракеты UMTAS или L-UMTAS.
Дроном управляет навигационный радар, набор датчиков и видеокамер, а также система предотвращения столкновений, размещенная на телескопической мачте MILMAST.
Ведущая турецкая оборонная компания Aselsan провела две демонстрации своего проекта Swarm. Первый был проведен с четырьмя катерами Albatros-S в прошлом году, а второй – с MIR в июне нынешнего.
Дроны в «рое» могут выполнять различные функции и действовать, несмотря на потерю отдельных платформ. Выполнение задания распределяется между участниками автоматически.
Albatros-S представляет собой катер длиной семь метров. Он развивает скорость более 40 узлов и имеет дальность хода более 300 километров. Дрон может находиться в море без обслуживания до 10 часов. Полезная нагрузка в виде систем вооружения – 250 килограммов.
Катер Mir разрабатывается в рамках другого проекта. Этот дрон сможет нести более значительную полезную нагрузку. По сути дела, это – корабль управления «роем». На нем установлена длинная мачта, на которой размещено большое количество различных датчиков. На нем также есть гидролокатор переменной глубины.
Благодаря конструкции корпуса и силовой установке, Mir способен развивать скорость свыше 36 узлов и работать при волнении моря в четыре балла.
То, что турецкая оборонная промышленность решила продемонстрировать свои морские дроны и даже раскрыть некоторые тактико-технические характеристики объясняется выгодной коммерческой ситуацией, возникшей в связи со спецоперацией в Украине.
Известно, что украинские вооруженные силы активно используют турецкие беспилотные самолеты Bayraktar TB2, да и вообще обе конфликтующие стороны применяют большое количество различных, главным образом, небольших разведывательных и ударных дронов. Это лишнее подтверждение того, что современные боевые действия без беспилотников, как авиационных, так, видимо, наземных и морских, успешно вести уже невозможно. Турецкие достижения оценили в Саудовской Аравии и ведут переговоры о налаживании совместного производства воздушных беспилотных платформ на территории королевства.
Морскими дронами занимаются многие страны, в том числе, США, которые начали вести активную маркетинговую работу на внешних рынках. Турки решили заявить свой продукт первыми, в надежде успеть отхватить кусок в намечающейся мировой торговле дронами до того, как в нее вступят оружейные лидеры.