«Сахалин-1» считается одним из крупнейших инвестиционных шельфовых проектов в Российской Федерации, реализуемых на условиях Соглашения о разделе продукции, который вступил в силу в 1996 году. Проект предусматривает разработку четырех морских месторождений – Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги, и Лебединское, расположенных на северо-восточном шельфе острова Сахалин в акватории Охотского моря.
На «Сахалине-1» в год добывается более 11 млн. тонн нефти.
Среди основных иностранных инвесторов на Сахалине Reuters назвал Royal Dutch Shel и японские торговые дома Mitsui & Co и Mitsubishi.
Решение японских властей было принято после недавнего указа президента Владимира Путина, запрещающего сделки с долями в отечественных стратегических компаниях для держателей из «недружественных» стран. Ограничения распространяются и на доли участия в соглашениях о разделе продукции «Сахалин-1».
По словам Хагиуды, для Японии, 90% нефтяного импорта которой сегодня приходится на Ближний Восток, Сахалин все равно остается «ценным источником поставок энергоносителей». Тем более, что, по прогнозам синоптиков, впереди - холодная зима.
Как напомнило издание Forbes, ExxonMobil, которая была оператором «Сахалина-1» и владела долей в 30%, после 24 февраля заявила о том, что покинет проект и передаст свою долю «третьей стороне». В итоге убытки американской компании составили порядка $4,6 млрд.