Дискуссии на тему различий российской и западной системы образования ведутся много лет с переменным успехом. Нет никаких сомнений, что после того, как Россия объявила о своем решении выйти из Болонского процесса, эти споры возобновятся с новой силой. Между тем, известный российский физик, профессор нидерландского Университета Неймегена Михаил Кацнельсон обратил внимание на крайне любопытную черту европейских студентов, которая практически отсутствует у студентов российских – самостоятельность. А ведь именно она и является залогом успешного развития западного общества:
«Когда я начал преподавать и работать с аспирантами на Западе - в Швеции, и потом в Нидерландах - я прошел через некое потрясение. Приходит к тебе студент (или тебе дают студента и просят с ним позаниматься). И он, исходя из моего опыта советского и российского преподавателя - не знает ничего. Вообще ничего. Непонятно, как с таким работать. Отвечаешь - он не понимает. Ну, прочти такую-то главу в такой-то книжке, потом поговорим. Он приходит снова, и опять задает вопросы. И опять, и опять. В конце концов, работать с ним становится одним удовольствием, получаются хорошие (или даже отличные) статьи, диссертация по уровню несопоставима с тем, что защищали лучшие из моих российских аспирантов.
Или так. Смотришь на программу младших курсов, хотя я и не преподаю на младших курсах). Примитивная и (по советским стандартам) очень простая и неглубокая программа. Казалось бы, чему и как можно научиться. Но приходят ко мне студенты четвертых-пятых курсов (я преподаю только для магистров, и только курсы по выбору). Среди них есть отличные. Просто отличные. Потом лучшие идут ко мне в аспирантуру и делают прекрасные, трудные и важные, вещи. Откуда что взялось?
Или так. Нет у нас в программе нормального курса диаграммной техники. Большой пробел. Молодежь в группе самоорганизовалась, разбили по главам книжку G. Mahan, Many-Particle Physics, рассказывали друг другу и изучали. Я в этом вообще никак не участвовал, исключительно, инициатива снизу и революционное творчество масс. И потом преспокойно занимались дуальными фермионами и бозонами…
И так далее, и тому подобное. Мораль: в Европе расчет на самообразование и на умение работать самостоятельно (или при минимальном руководстве преподавателя), при весьма скромном общеобязательном бэкграунде. У советских собственная гордость. Согласно которой в детском саду нужно уметь дифференцировать и интегрировать, в старших классах освоить алгебраическую геометрию и квантовые группы, в университете все бросить и спиться (потому что скучно и все давно известно) или сойти с ума и спрыгнуть насмерть с верхотуры. Или все-таки закончить университет и попасть в рабство к очередному баю, который не то, что в алгебраической геометрии не силен, но вообще ни в чем не силен, кроме собственного кошелька и собственных регалий, но зато уж эти два дела знает туго.
Спасибо за внимание и, как любит говорить один френд, извините, кого обидел.
Естественно, обидеть я тут хочу многих, но не всех. Есть прекрасные выпускники Физтеха, МГУ и даже моего родного Уральского университета, с которыми работать одно удовольствие и которые очень даже умеют работать самостоятельно. Дух дышит, где хочет, ну и, как говорил Эйнштейн, в сущности, это чудо, что современные методы обучения не способны совсем убить святую любознательность.»