После пяти с лишним месяцев, прошедших с начала спецоперации России в Украине, не осталось никаких сомнений в том, что санкции, введенные против российской экономики, не имеют по своему размаху аналогов в мире. Это подтверждают данные, собранные экспертами Йельского университета, которые ведут реестр того, как мировой бизнес отреагировал на 24 февраля. И попутно они активно стыдят тех, кто не отказался от бизнеса в России.
Аналитики разделили компании в своем реестре на несколько уровней:
«С начала боевых действий в Украине мы отслеживали поведение более 1200 компаний, оказалось, что более 1000 из них публично объявили о том, что они добровольно сворачивают свою деятельность в России, а некоторые продолжают работать, не останавливаясь.
Первоначально это был простой список «вышли» или «остались», теперь наш список компаний состоит из пяти категорий, которые оцениваются по шкале от A до F, в зависимости от степени вывода компаниями своих средств из России:
A: полностью ушли из РФ - 309 компаний;
B: оставили варианты для возвращения – 497;
C: сократили текущие операции - 171;
D: заморозили новые инвестиции/развитие – 160;
F: ведут бизнес, как и раньше - 237.»
«Явление уникальное, - подводят итог эксперты. - Ничего подобного после военных конфликтов в других странах не практиковалось.»
Однако отнюдь не все западные предприниматели уверены в справедливости принуждения к их уходу с российского рынка из-за действий России в Украине. К примеру, генеральный директор известной французской косметической компании L'Occitane Рейнольд Гейгер сказал изданию Le Figaro:
«Более чем за четверть века упорного труда мы создали в России процветающий бизнес. С большим сожалением я теперь думаю о 720 наших сотрудниках, которых нам пришлось уволить, покидая Россию. (…) Как не расстраиваться, если в один миг в годы работы уничтожаются несправедливым решением?»