Posted 28 июля 2022,, 08:45

Published 28 июля 2022,, 08:45

Modified 7 марта, 11:58

Updated 7 марта, 11:58

Кадр из фильма "Трудно быть богом"

Тайное принуждение к счастью: чем отличается фантастика Стругацких от «Звездных войн»

28 июля 2022, 08:45
Фото: Соцсети
Кадр из фильма "Трудно быть богом"
В отличие от советской фантастики, в которой социальный прогресс достигается в результате специальных операций, западная фантастика уповает на торжество демократии
Сюжет
Книги

В последнее время после начала известных событий, резко обострилось общественное внимание к русской культуре. В ней стали особенно тщательно искать элементы «имперскости», ведь культура лучше всего отражает состояние социума. Так в СМИ и социальных сетях развернулась ожесточенная полемика вокруг «антиукраинского» стихотворения Иосифа Бродского, и многие известные критики сошлись на том, что Бродский действительно был «имперцем». В эту же категорию были причислены – и по праву – Пушкин с Достоевским, и многие-многие другие. И вот, наконец, дошло дело и до советской фантастики, и в том числе, до братьев Стругацких. Хабаровский адвокат Константин Бубон опубликовал в своем блоге весьма любопытный разбор их творчества в сравнении с фантастикой американской, и выявил совершенно неожиданные детали. Этот текст разошелся по сети и получил сотни, если не тысячи комментариев:

«По ленте поплыло совсем уж жидкое: «Как могут люди, которые читали в детстве добрую советскую фантастику... Стругацких... Булычева.... Как они могут'» (потом следует заламываение рук, из глаз слезы, из носа - сопли).

Я сам «из тех» (советских подростков), но меня от этого, наверное, какое-то счастливое свойство психики: в период своего детского увлечения Стругацкими я видел в их историях только приключенческую сторону - драчки, мечи, танчики.

«Этика» Стругацких тогда обошла меня стороной. Когда же я взглянул на нее глазами взрослого человека, меня передёрнуло от отвращения. К книгам Стругацких я не возвращался, условно, после двадцати лет (как и многие), но, в отличие (как оказывается) от многих, они стали для меня объяснением и обоснованием моральной катастрофы - почти исчерпывающим.

Особенно ясно уродливость советского «шестидесятнического» фантастического этноса видна на контрасте с иностранными фантастическими мирами. Чтобы не писать «портянку», я оставлю здесь только мир Стругацких и мир «Звездных войн», но другие советские авторы отличаются мало (я много читал советской фантастики).

Что представляет собой мир Стругацких? В центре этого мира лежит тайная организация Комкон-2, военизированная и иерархическая. Подготовка её сотрудников включает в себя главным образом навыки ведения диверсионной войны и саботажа, а также навыки маскировки (это проговаривает в прямом монологе заглавный герой «Трудно быть богом»).

Комкон-2 тайно служит прогрессу. Главным методом его сотрудников является тайное внедрение в исторически и культурно чуждые общества (которые маркируются как отсталые), тайный захват политического контроля над ними и тайные попытки развернуть их развитие в соответствии с единым, неизбежным и единственно возможным планом (в произведениях Стругацких он прямо назван Базовой Теорией).

Возможность вступления в открытый диалог с такими цивилизациями не рассматривается. Авторы не берут на себя даже труд обосновать невозможность открытого диалога, настолько немыслимым он представляется как им самим, так и их читателям. Единственным мыслимым методом в рамках мира Стругацких является тайная операция (в «Трудно быть богом» вскользь рассматривается ещё возможность позитивного зомбирования со спутников, а в другом произведении такое же зомбирование объявлено злом, потому что это было "неправильное зомбирование", то есть зомбирование конкурирующей фирмой).

Главным страхом и угрозой, а как минимум проблематизируемым фактом в этом художественном мире является существование Странников, то есть другой тайной организации, которая, как предполагается, намерена провернуть тот же трюк с земным человечеством. Странники, вероятно, внедрили своих агентов в Комкон-2, но это не точно.

В случаях, когда Комкону-2 удается захватить тайную власть, он, в целом, не спешит ломать феодальный статус-кво (из наивысших соображений, конечно же. Вспомним развесистые объяснения, почему коллективный орган «Огненосные Отцы», насквозь инфильтрованный агентами Комкона-2, продолжал трогательно охранять башни-излучатели. Напоминаю: «народ не готов»).

Итак, перед нами этика тайной вооруженной организации, идеология которой построена на вульгарнейшем безальтернативном историцизме. Большинство сотрудников этой организации по профилю - спецназовцы, но есть и идеологи, хотя и неглубокие. Все они тайные служители истинного пути для человечества, который следует держать в тайне, потому что окружающее население, по сути, почти что животные и великого замысла не понимают. Единственная возможность вести это стадо к Свету - это тайно им манипулировать в его же собственных (стада) интересах. Уничтожение особенно резвых противников приветствуется (но для этого требует одобрения от начальства).

Осознав, что за этическая картина лежит в основе мира Стругацких, я вулканически сблевал, и больше к ним не возвращался.

Я думаю, все уже поняли, но на всякий случай я оговорюсь здесь, что именно такими (тайными пастырями тупого стада) видят себя только сотрудники КГБ.

Советская «образованщина» - шестидесятники насквозь пропитаны всем этим. Однако имея этику КГБ, поклоняясь эстетике КГБ и полностью разделяя цели КГБ, образованцы не имели специфических возможностей, которые были у настоящего КГБ. Это обстоятельство порождало сильную фрустрацию, в основе которой лежала, на самом деле ревность и зависть по отношению к КГБ. На этой эмоции построены многие душевные метания прогрессивной общественности, которые продолжаются до сих пор.

Далее буду краток (я ленивый). Очевидно, что в мире «Звездных войн» пришествие прогресса - всегда открытое. Даже маленькие плюшевые партизаны с простейшими копьями, в целом, осознают существование других рас и других политических систем. Конечно, есть риск, что злые силы их поработят, но никому не приходит в голову внедрить в их ряды агента с целью манипуляций их обществом.

Разные миры «Звёздных войн» могут торговать, воевать, дружить и враждовать, но никому в этом мире не приходит в голову вести других «к единственно правильному счастью» путем тайной спецоперации.

Именно поэтому советчина считает «Звёздные войны» чем-то легковесным, «развлекательным». Сериалом. Там же все несерьёзно... Ну, кто ж так делает... Советчина-то сама лучше всех понимает, как надо: надо врать и изворачиваться, надо прикидываться «своим». Надо все делать, как КГБ, уверены советские образованцы. А что эти тупые американские джедаи - выхватили мечи, да поскакали, подняв забрало. Тупые, тупые джедаи. Тьфу на них, несерьёзные совсем…»

Показательно, что не все согласились с такой оценкой автора творчества Стругацких. К примеру, блогер Сергей Соловьев пишет по этому поводу:

«Автору не хватает элементарного понимания того, что происходит у Стругацких. Ему, видимо, надо, как в американских фильмах, чтобы были четкие указания - вот это хорошие, а вот это плохие. И никаких «изменений ориентации» в этом отношении. А более тонкий вариант - как через кажущееся добро прорастает зло, ему, видимо, недоступен.

Чтобы так думать, по-моему, надо быть очень поверхностным читателем Стругацких. Если говорить о романе «Полдень 22 век», так это еще относительно наивная картина. А в дальнейшем этот мир все время меняется. И меняется взгляд на него.

В реальном мире у многих людей до старости сохраняется очень наивный взгляд, как ими управляют. Они могут озлобиться сами, злиться на власти, но картинка все равно остается лубочной. А у Стругацких эта наивность быстро исчезает. Гнильца заложена в каждом, особенно в тех, кто любит садиться в судейское кресло. Стругацкие это прекрасно чувствовали. И, в общем, сумели убедительно показать…»

"