Posted 26 июля 2022, 08:34
Published 26 июля 2022, 08:34
Modified 7 марта, 12:00
Updated 7 марта, 12:00
Виктор Долотов
Как известно, после нескольких лет ожесточенной борьбы за это право между украинцами и русскими, 1 июля 2022 года культура приготовления украинского борща была включена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Журналистка оспорила исключительное право Украины на борщ. Эта нетривиальная новость вызвала оживленную дискуссию в СМИ и социальных сетях, причем не только в украинских и российских, но и американских! Так, обозреватель издания The American Conservative Катя Седжвик заявила, что Украина не имеет права заявлять исключительные права на борщ.
По ее словам, автора этого блюда в исторических документах обнаружить не удалось, а сама «борщевая война» между русскими и украинцами напомнила ей разногласия между арабами и израильтянами по вопросу авторства знаменитого блюда – «фалафель». «И точно так же, как никто не знает, кто приготовил первый фалафель, история не помнит изобретателя борща…» - пишет она.
Журналистка считает, что появление борща, скорее всего предшествует и украинскому и русскому этногенезу, иными словами, тому времени, когда сформировались сами эти народы.
«Фольклор, прежде всего, неоригинален. Традиции, которые кажутся дорогими и знакомыми и считаются абсолютно необходимыми для собственной культуры, обычно существуют на обширных территориях. Иногда эти земли населены соседями, которые на какое-то время могут стать смертельными врагами. Делиться с ними рецептом кажется неправильным, все равно что преломлять хлеб с врагом…»- поясняет Седжвик.
По ее словам, борщ появился намного раньше того периода, который упоминается в исследованиях, и даже если предположить, что он придуман в Украине, то определить, кто первым додумался положить в него главный элемент, свеклу, не представляется возможным.
«Это вполне мог быть казак, татарин или русин – и даже блудный француз, отправившийся на Восток за приключениями», – пишет Седжвик, считая что объявление украинцами победы в великой «борщевой войне» было несколько преждевременным.