Исследование онлайн-гипермаркета «Vprok. ru Перекресток» (X5 Group) и исследовательского центра ResearchMe, содержание которого пересказал «Ъ», показало, что 59% потребителей РФ сократили закупки импортных продуктов и товаров повседневного спроса в том числе из-за отсутствия тех на полках. Более 40% россиян сегодня не могут найти равнозначную альтернативу импортным продуктам во всех категориях, а 15% потребителей не готовы отказываться от зарубежной продукции.
Ну, это как раз ожидаемо.
А вот какого продукта, по мнению потребителей и ритейлеров, не хватает более всего – в смысле, не получается его заменить?
Виски!
А вот это интересно. В России никогда не делали своего виски (UPD: в исторической России, разумеется). Вот каких только хмельных напитков не было, какую только брагу ни варили на Руси, – а виски – даже не пытались. Причем никогда.
Почему?
Объяснение этому у меня есть такое.
Для России самая «проблемная» часть технологического процесса изготовления виски – это время созревания напитка. Вот те самые три, десять, двенадцать и больше лет выдержки.
Вот все, что необходимо для производства виски можно устроить довольно быстро. Собрал урожай ячменя, высушил, перегнал хоть десять раз… и так далее, но наступает момент, когда нужно залить получившийся напиток в бочки – и ждать созревания. Ждать годы. То есть для инвестиций «в виски» нужно быть уверенным, что ничего не произойдет ни с этими бочками, ни с их хозяином. Очень долго.
Да как же это возможно!
Ну кто в России может загадывать на несколько лет? – что может прийти в голову начальству, не представляет даже само начальство. Крестьянин не мог вообразить, что завтра придет в голову помещику, помещик – не мог представить себе, какой приказ поступит от губернатора, а губернатор знать ничего не знал о планах государя.
Виски (как и коньяк, кстати), продукт, требующий настоящей, а не выдуманной стабильности. Во всем.
А там, где главный напиток – спирт, разбавленный водой, стабильности нет.