Александр Дыбин, Санкт-Петербург
Портовый городок Высоцк расположен недалеко от Выборга. На почти 800 жителей здесь работает три крупных порта: нефтеналивной терминал РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II", "Криогаз-Высоцк" и угольный терминал компании "Порт Высоцкий". Соседство с обоими промышленными объектами, по словам, жителей – не сахар.
«Зимой из-за перевалки угля снег в городе не белый, а черный, - говорит жительница города Анастасия Кривушина, - есть технологии закрытой перевалки, от которой нет были, но работают по старинке. В этом году пообещали, что угольный порт перепрофилируют на зерно, посмотрим, каким будет снег».
Перевалка нефтепродуктов тоже доставляет городку проблемы сильным запахом ГСМ.
«Жители писали во все инстанции, в феврале - в администрацию Высоцка, они перенаправили наши вопросы предприятиям. Мне лично ответ поступил только от Угольного порта, - говорит Анастасия Кривушина, - как правило, вонь появляется под утро часа в 4, иногда она такая сильная, что до тошноты и мигрени. Говорят, что запах идет от того, что подогревают цистерны специальным паром под давлением, чтобы улучшить слив мазута. Но и на этот случай есть более экологичные технологии, система улавливания, но это не применяется».
Этим летом жители Высоцка узнали о планах «Лукойла» построить дополнительный терминал, через который будут переваливать 160 тысяч тонн нитрил акриловой кислоты (НАК) и 1 млн тонн метанола в год. Сейчас проект проходит оценку воздействия на окружающую среду. Две недели назад горожан собрали на общественные обсуждения проекта, где люди высказали свои основным страхи. Беседа с нефтяниками шла на повышенных тонах.
«Главный вопрос – это запахи, которые идут из порта, - говорит местный житель Алексей, - мы много раз задавали вопросы по этому поводу и всегда контролирующие органы отвечают: все в норме. Но есть сомнения, что они там проверяют. На бумаге, все нормально, по всем выкладкам в рабочей зоне будет концентрация примерно как 0.8 от нормы для жилой зоны. Но интересует кислота. Говорят, что она будет храниться в резервуаре с двойными стенками и все будет надежно. Но все помним, как в Сибири нефть разлилась, потому что все прогнило. Какой за этим будет контроль? Замеры воздуха производятся четыре раза в год в четырех точках. Но не так, где надо. Запах скапливается в низинах, а точки совсем в других местах. Мы не против развития, но хотим, что был контроль, текущий нас не устраивает».
"Технология цистерн называется "стакан в стакане". Всего их будет шесть, каждая по три тонны, - говорит Анастасия Кривушина. - На слушаниях нам сказали, что по имеющемуся проекту предполагается под метанол задействовать три странные цистерны. В них содержалась нефть, и они наполовину отслужили свой срок в 30 лет. Вопрос, как и чем их будут отмывать и к чему такая экономия на "высокотехнологичном производстве"?
Судя по ответу правительства Ленинградской области на запрос «Новых известий», у властей нет особого мнения по поводу проблем жителей Высоцка. За ответами на вопросы об экологическом контроле и снижении запахов со стороны порта, чиновники адресовали в компанию «Лукойл».
«Проект реконструкции распределительного перевалочного комплекса в Высоцке предполагает строительство двух линий с накопительными резервуарами. Объем инвестиций оценивается в несколько млрд рублей, - сообщили в пресс-службе правительства Ленинградской области. - Оценка воздействия проекта на окружающую среду еще не завершена. Решение о соответствии экологическим требованиями принимают профильные ведомства, в частности, проект еще не прошел Государственную экологическую экспертизу. В планах инвестора – использовать наилучшие доступные технологии. Что касается мероприятий по снижению выбросов и жалоб жителей города на запах нефтепродуктов, вопросы необходимо адресовать компании “Лукойл”».
«Новые известия» направили запрос в компанию, но на момент публикации материала, ответ не поступил.
История Высоцка и его попыток ужиться с растущими портовыми мощностями очень похожа на ситуацию в соседнем городе Приморск. Здесь несколько лет назад, структура, связанная с известными предпринимателем Ильей Трабером, анонсировала проект универсального перегрузочного комплекса (УПК): огромного порта, через который будет переваливаться уголь, зерно, удобрения и многое другое. Для его строительства уже вырубили большой участок леса между Приморском и поселком Ермилово. Активное строительство обещают начать в этом году. А жители пытаются оспорить в суде экологическую экспертизу, на основе которой проект получил одобрение. Жители провели независимую экспертизу, которая выявила противоречия: на месте будущего порта нашли краснокнижные виды, а деятельность комплекса может затронуть акваторию заказника «Берёзовые острова», которая охраняется как место размножения нерп. Сейчас в процессе назначена уже третья экспертиза, инициированная судом.
Параллельно жители Приморска пытаются отстоять лесопарк, где УПК планирует разместить жилой комплекс для сотрудников на 15 000 человек. Приморчане просят губернатора Александра Дрозденко включить эту территорию в областную программу создания эко-троп, чтобы защитить от застройки.
«Представители УПК в своих выступлениях подают свои действия как то, что это они создадут для жителей Приморска парк. Но на самом деле отличный лесопарк у нас уже есть, а они уничтожат его почти полностью и оборудуют, возможно, небольшой кусочек вдоль берега скамейками. Они говорят, что строить будут на опушках и лес рубить не придется. Мы не представляем себе жилой комплекс на 15 000 человек на опушке. К тому же опушек там нет», - говорят жители.
Председатель общественной организации «Северо-Западный зеленый крест», эколог Юрий Шевчук полагает, что главная причина недовольства жителей такими проектами не столько экологическая, сколько социальная.
«Да, порт – это серьезный с точки зрения экологии, - говорит эксперт, - влияние на среду оказывает и он сам и прохождение судов, оно мешает птицам и животным размножаться. Есть большое влияние на заказники, в зоне обоих объектов и в Высоцке и в Приморске есть такие территории и в проектах должны быть предусмотрены меры по защите. Кроме того, есть шум, сточные воды, которые плохие капитаны сбрасывают на фарватере, хотя должны сливать на берегу, но это стоит денег. Перечень воздействий от порта длинный. Но конкретно в случае с Приморском и Высоцком работает другой принцип. Как в фильме «Игла» говорил персонаж Виктора Цоя: есть два типа людей, одни сидят на трубах, другим нужны деньги. Через порты переваливается столько всего дорого, а по городкам это не скажешь. Инфраструктура не улучшается, много разных социальных проблем. Вроде нефть переваливают, а в том же Приморске нет ни одной заправки. И много других претензий у людей. Очень мало доходов остается в городе при такой большой работе портов. Плюс рубят лес под строительство».