Posted 21 июля 2022,, 08:25

Published 21 июля 2022,, 08:25

Modified 7 марта, 12:05

Updated 7 марта, 12:05

«Умник» против «ястреба»: эксперты оценили  шансы британских политиков Сунака и Трасс

«Умник» против «ястреба»: эксперты оценили шансы британских политиков Сунака и Трасс

21 июля 2022, 08:25
Фото: Соцсети
Шансы обоих претендентов на посты главы Консервативной партии и премьер-министра Британии, по мнению аналитиков, примерно равны
Сюжет
Выборы

Иван Зубов

Завершилось последнее голосование парламентариев-тори перед финальным туром выборов на должность главы Консервативной партии и премьер-министра Великобритании. Осталось два претендента: бывший глава Минфина Риши Сунак и глава Министерства иностранных дел Лиз Трасс.

Теперь претендента на пост лидера правящей партии и главы правительства Великобритании будут определять не парламентарии-тори из Палаты общин, как прежде, а все 160 тыс. членов Консервативной партии с помощью почтового голосования.

Риши Сунак стал депутатом британского парламента в 2015 году, а в 2020-м возглавил Министерство финансов Великобритании. Оставался на этом посту до 5 июля этого года, когда объявил об отставке вслед за своим коллегой, министром здравоохранения Саджидом Джавидом.

Ключевые обещания предвыборной кампании Ready4Rishi («Готовы к Риши»):

- сдержать рост инфляции;

- снизить налоговое бремя для бизнеса;

- продолжить экономическое давление на Россию.

Лиз Трасс — министр иностранных дел в правительстве Бориса Джонсона. После ухода Сунака и Джавида со своих постов заявила о поддержке премьера, что укрепило ее положение среди его сторонников.

Ключевые обещания предвыборной кампании Liz for Leader («Лиз в лидеры»):

- отказаться от повышения налогов;

- увеличить расходы на безопасность и оборону Великобритании;

- продолжить поддержку Украины.

В народе Трасс не в моде

Британская журналистка Маша Слоним считает, что хотя Трасс и фаворит в этой гонке, ее избрание может обернуться поражением консерваторов на будущих парламентских выборах:

«Лиз Трасс позиционировала себя как продолжатель дела Тэтчер. Она принадлежит к правому флангу консервативной партии и ратует за безусловное и радикальное сокращение налогов. «Только это обеспечит рост экономики», — утверждают Трасс и ее сторонники. Кроме того, она до последнего оставалась лояльной Борису Джонсону.

Риши Сунак, который до недавнего времени был министром финансов в правительстве Джонсона, считает такой подход «опасным». Сторонники сокращения налогов обвиняют Сунака в том, что на его совести недавнее повышение, в том числе, корпоративного налога и налога на социальное страхование, которым облагаются заработные платы. Однако политик считает, что сокращать расходы за счет увеличения госдолга, не победив прежде инфляцию, противопоказано и безответственно.

Теперь последнее слово за рядовыми членами консервативной партии. Именно они в последующие шесть недель должны будут решить, кто возглавит партию и правительство, проголосовав за одного из двух кандидатов по почте или онлайн.

По последним опросам, их фаворитом является Лиз Трасс. Но, делая 5 сентября свой выбор, члены партии должны думать о предстоящих всеобщих выборах, а опросы среднестатистических избирателей показывают, что Трасс стоит на последнем месте по популярности среди всех кандидатов. Так что, если члены партии остановят свой выбор на ней, они рискуют проиграть следующие парламентские выборы лейбористам…»

Умница против ястреба

Американский журналист Сабиржан Бадретдинов оценивая слабости каждого из претендентов все же склонен считать, что выборы выиграет Трасс:

«У меня двойственное отношение к каждому из них.

Риши Сунак, темнокожий политик, чьи предки-индийцы иммигрировали в Великобританию из Восточной Африки, очень симпатичен мне. Он оставляет впечатление очень умного, быстро мыслящего человека, прекрасно владеющего ораторским искусством. У него есть харизма и обаяние, а улыбка редко сходит с его лица.

Может настораживать то, что его тестем является известный индийский миллиардер Нараяна Мурти, у которого очень тесные связи с Россией и лично Путиным, с которым Мурти несколько раз встречался лично. Жена Сунака, бывшего банкира, привыкшего к роскоши и богатству, в будущем может унаследовать от отца миллиарды долларов. Поэтому можно предположить, что Сунак прислушивается к советам своего тестя и ни за что не захочет портить с ним отношения. Не станет ли Сунак марионеткой в руках Мурти, а значит и невольным союзником Путина?

У Сунака неплохие шансы стать премьером: он позиционирует себя как ответственного распорядителя финансов страны в период крайнего стресса, когда инфляция растет, а над страной нависла угроза рецессии. Ещё прошлой весной его политическая карьера казалась законченной после того, как стало известно, что его жена Акшата Мурти не платила налоги со всех своих доходов в Великобритании. Но с тех пор его рейтинг слегка возрос и шансы на победу у него соответственно возросли.

Но если бы я взялся предсказать, кто станет победителем в этой гонке между двумя оставшимися кандидатами, то я бы всё же предположил, что следующим премьером станет Лиз Трасс.

Лиз Трасс не вызывает у меня особых симпатий. Во-первых, потому что в прошлом высказывала гомофобные взгляды, а это в 21ом веке, да ещё в Великобритании, является признаком интеллектуальной ограниченности.

На то, что она интеллектуальный легковес, указывают и некоторые постыдные ошибки в её публичных высказываниях. Например, в одной из своих речей она сказала: "Мы снабжаем и предлагаем дополнительную помощь нашим балтийским союзникам на другом конце Чёрного моря". (Оригинал фразы: "We are supplying and offering extra support to our Baltic allies across the Black Sea"). Очень хочется надеяться, что это была лишь оговорка.

Что касается Украины, то оба политика в целом разделяют позиции Бориса Джонсона и наверняка будут продолжать оказывать посильную помощь Украине. Тем не менее, Лиз Трасс придерживается более "ястребиных" взглядов, чем Риши Сунак. Её жесткость в отношении России напоминает жёсткость Маргарет Тэтчер в отношении СССР. Как женщина, она старается всячески доказать, что не хуже мужчин может принимать решения, относящиеся к войне и силовому противостоянию. Поэтому, с точки зрения требований исторического момента, её победа более желательна. Уверен, что её рука не дрогнет, даже если в какой-то экстремальной ситуации перед ней встанет выбор нажать ли "красную кнопку"…»

"