Posted 21 июля 2022, 16:32
Published 21 июля 2022, 16:32
Modified 7 марта, 11:49
Updated 7 марта, 11:49
Ирина Мишина
На внутренних российских рейсах, согласно обзорам аналитиков, средняя стоимость билета вырастет с 9 до 14 тыс. руб. Авиабилеты в зарубежные страны становятся вообще мало доступными из-за их стоимости. Что будет с ценами на перелеты дальше, журналист Ирина Мишина выясняла у доктора экономических наук, профессора кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Галиной Сорокиной.
- Можно ли в обозримом будущем ждать снижения цен на авиаперелеты за рубеж и на внутрироссийских рейсах? Что именно, какие факторы будут влиять на ценообразование?
- Цена зависит не только от себестоимости товара и услуги. В большей мере на нее оказывает влияние уровень конкуренции, соотношение спроса и предложения. Во-первых, санкции, введённые против России, резко повысили стоимость нефти, тем самым повысив и стоимость авиационного топлива. Во-вторых, череда банкротств крупных авиаперевозчиков 2015-2019 годов, слияние и поглощение авиапредприятий - все это снизило уровень конкуренции. Рынок авиаперевозчиков был, по сути, монополизирован. На это повлиял и уход европейских авиакомпаний с российского рынка. В-четвёртых, из-за закрытия воздушного пространства некоторыми странами и юга России были изменены или удлинены традиционные маршруты, отменены многие рейсы. Все это вместе и повлияло на стоимость полетов и соответственно на стоимость авиабилетов.
- Повышение цен на авиаперевозки началось не сегодня и не в связи с санкциями и ограничениями. Эта тенденция началась еще в 2019-2020 годах. С чем это было связано?
- Пандемия 2020-2021 годов усугубила проблемы авиаперевозчиков. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), объем мировых пассажирских авиаперевозок в 2020 году упал почти на 66% относительно 2019 года. По сравнению с 2019 годом объем авиаперелетов оказался ниже на 58,4%. Чтобы сохранить уровень необходимых технических и технологических расходов на осуществление перелетов и содержание авиационной техники, авиакомпании вынуждены были поднять цены. Этот кризис еще усугубился чередой отмены перелетов в связи с ковидными ограничениями.
- Сейчас заметно падает спрос на авиаперевозки. Почему это не приводит к падению стоимости? Или, по крайней мере, к выравниванию цен?
- Для содержания в надлежащем состоянии парка самолетов, а также платы за использование аэропортов, для содержания штата сотрудников, авиакомпании вынуждены сохранять определенный объем доходов для покрытия расходов. Поэтому с уменьшением пассажиропотока на структуру цены уже оказывают влияние не рыночные законы, а себестоимость услуг и растущая доля постоянных расходов компании, приходящаяся на 1 перелет и соответственно на 1 билет для пассажира.-
- Почему при падении курса доллара авиабилеты не дешевеют?
- Действительно, многие потребители ожидали, что при падении курса доллара цены на авиабилеты также упадут. Но курс доллара может оказывать влияние только на стоимость авиационного топлива и обслуживания в иностранных авиапортах. Это не основной фактор, влияющий на цены.
- Почему Турция и ОАЭ увеличивают тарифы на авиаперевозки? Цены на билеты на эти направления постоянно растут. Сейчас цена авиабилета из Москвы до Анталии колеблется от 39 949 до 46 тысяч рублей…
- Один из самых распространённых критериев ценообразования - ориентация на конкурента. В этой связи многие иностранные компании, ориентируясь на высокие цены российских авиаперевозчиков, тоже взвинчивают цены на билеты. Можно также предположить, что высокой стоимостью билетов авиакомпании ОАЭ и Турции пытаются покрыть риски потенциальных санкций западных государств.
- Для каких зарубежных направлений цены сейчас относительно приемлемы?
- Самыми оптимальными, конечно, являются цены в страны ЕАЭС. Особенно туда, где не изменены традиционные маршруты перелета. Например, полет в Бишкек обойдется примерно в 12 тысяч рублей. Полет в Арабские Эмираты обойдется примерно в 25 тысяч рублей. Турция не менее 30 тысяч. Билеты в страны, куда маршрут полета изменился, тарифицируются значительно дороже.
- Чего стоит ждать от тарифов на авиаперевозки в ближайшем будущем ?
- Санкции, наложенные на Россию в 2022 году, дополнились и другими проблемами. Это отзывы со стороны иностранных авиапроизводителей и лизингодателей лизинговых договоров, аресты воздушных судов российских авиаперевозчиков в иностранных авиапортах, ограничения на полет над территориями «недружественных» стран, рост стоимости нефти при росте стоимости нефтепродуктов. К тому же необходимо обновление и ремонт существующего авиапарка. Есть понимание, что на быстрое импортозамещение высокотехнологичной продукции, каковыми являются самолеты и детали к ним, рассчитывать не приходится. Иными словами, ожидать быстрого выхода из кризиса национальной авиаотрасли тоже не приходится.
- Россия – большая страна, авиация всегда играла в ее жизни исключительно важную роль. Не станут ли возросшие тарифы на авиабилеты фактором разобщения?
- Рост тарифов на железнодорожные перевозки в какой-то момент дошел до уровня, когда стоимость железнодорожного билета оказалась выше стоимости полета на самолете, так что ограниченный рост авиационных тарифов конечно скажется на снижении географической мобильности. Но не настолько критично, чтобы оказаться причиной регионального разобщения.