Posted 20 июля 2022, 10:14
Published 20 июля 2022, 10:14
Modified 7 марта, 12:05
Updated 7 марта, 12:05
О проблемах отрасли и перспективах ее развития рассказывает редакции «Новых известий» Президент ТПП РФ Сергей Катырин.
-Сергей Николаевич, как изменилась отрасль НХП за последнее время, с каким проблемами она столкнулась на современном этапе? Нужны ли оперативные меры?
- В ТПП РФ хорошо знают ситуацию, в которой оказалась отрасль народно-художественных промыслов. Наша Палата уже более 20 лет активно сотрудничает с крупнейшим отраслевым объединением - Ассоциацией «Народные художественные промыслы России» во главе с Геннадием Дрожжиным.
Наша общая позиция: народные промыслы - это национальное достояние России. Однако в силу сложившихся обстоятельств, учитывая также последствия пандемии коронавируса, промыслы оказались в тяжелом положении. Ежегодно сокращаются объемы производства изделий, численность мастеров и художников. Средняя зарплата работников отрасли вдвое ниже средней по стране. Абсолютное большинство промыслов – это микро- и малые предприятия. Отдельные предприятия уже продаются.
В Ассоциации особенно отмечают, что прерывается преемственность художественного мастерства поколений, передача традиционных навыков и секретов технологий молодым народным мастерам. Молодежь неохотно идет работать на промыслы, даже получая профильное образование. Средний возраст работающих – 50+. К сожалению, принимаемые меры не прервали негативные тенденции в экономике промыслов и, как следствие, возможно их исчезновение в ближайшее время.
Проблема еще в том, что в последнее время промыслы активно продвигают в креативную индустрию, которая представляет собой постоянно меняющиеся по идеям и образам процессы, где нет традиций в отличие от промыслов. При этом уже четверть века НХП работают в тисках промышленных критериев – реализуется подход к промыслам не как к важной и уникальной сфере отечественной культуры, воплощающей традиции народного искусства, а просто как к одной из отраслей промышленности.
Сегодня для сохранения национального культурного достояния страны необходимо принять кардинальные меры. Прежде всего – Постановление Правительства РФ «О безотлагательных мерах по сохранению и развитию народных художественных промыслов России».
-Минпромторг РФ разработал законопроект по внесению изменений в ФЗ «О народных художественных промыслах». Как его оценивает отраслевое сообщество?
- ТПП РФ плотно работает с Ассоциацией «Народные художественные промыслы России» по совершенствованию законодательного поля, в котором работают промыслы, проводится оценка регулирующего воздействия предлагаемых нормативно-правовых актов. Общая позиция – данный законопроект не вносит почти никаких положительных изменений в регулирование отношений в сфере НХП, не способствует успешному функционированию промыслов и эффективному проведению государственной политики, направленной на их сохранение и развитие. Некоторые из предлагаемых новаций создают ненужные посреднические и управленческие надстройки, практически не реализуемые «общероссийские» реестры.
Эксперты ТПП РФ и Ассоциации отмечают, что в законопроекте неоправданно сужено противодействие незаконному использованию художественно-стилевых особенностей НХП. Предложения о новых направлениях «нетрадиционного» и «несвойственного» использования этих особенностей, а также отнесение импортируемых подделок к законным видам использования художественно-стилевых особенностей российских НХП практически стали бы базой для массового развития контрафакта. Принятие законопроекта способно нанести существенный ущерб эффективному функционированию российских НХП.
При этом Ассоциация разработала альтернативный проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах», который был принят правлением Ассоциации и направлен в Минпромторг России в октябре прошлого года.
-Что нужно сделать для популяризации продукции НХП, привлечения интереса к ней, в том числе с помощью туризма?
-Народные художественные промыслы создают уникальные изделия, исторически значимые для национальной самоидентификации. Считаю, что необходима широкая популяризация искусства народных промыслов через СМИ (в том числе через социальную рекламу), интернет, книгоиздательскую деятельность Нужна интеграция НХП в городскую среду.
Стоит рассмотреть вопрос о включении в образовательные программы дошкольных учреждений и младших классов школ программы духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического развития (как это было, кстати, в советское время). Например, Ассоциация разработала интересную программу «Азбука народной культуры» для детей от 4 до11 лет.
На современном этапе снизился спрос населения на товары, не относящиеся к предметам первой необходимости, в том числе на продукцию промыслов, а отсутствие внешнего туристического потока, конечно, сказывается на реализации продукции промыслов. В этих условиях развитие туристических центров на базе промыслов – задача государственной важности. Туристическая индустрия способна оживить экономику мест традиционного бытования народных промыслов, создать рабочие места, улучшить качество жизни населения во многих городах и селах. При этом именно отрасль туризма должна стать главным заказчиком сувенирной и подарочной продукции, памятных знаков, значимых для туриста при посещении объектов.
-Что возможно сделать уже сегодня?
-Думаю, что главную роль должны сыграть государственные институты исполнительной и законодательной власти. Профессиональное сообщество отмечает позитивный опыт ряда регионов, например Рязанской, Нижегородской, Кировской областей, где при создании новых туристических объектов в местах традиционного бытования промыслов активно использовались возможности государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Также на уровне регионов для организации фестивалей в местах традиционного бытования промыслов активно используются возможности муниципальных органов власти, госпрограмм и грантов. Стоит также рекомендовать федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям, а также корпорациям с государственным участием широко использовать изделия НХП при проведении представительских мероприятий.
-Сергей Николаевич, вы уже отметили плодотворное сотрудничество с Ассоциацией «Народные художественные промыслы России». О каких ближайших совместных проектах, решениях можно говорить?
-Одно из основных направлений совместной деятельности, как я уже говорил, - это совершенствование правовой базы отрасли НХП. Так, удалось внести определенные поправки в упомянутый проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах», разработанный Минпромторгом России. Ведется совместная работа по развитию туристической деятельности в местах традиционного бытования промыслов, привлечению к разработке программ по популяризации НХП не только специалистов, но и студентов профильных вузов.
В рамках работы по продвижению промыслов на внутреннем рынке с 2002 года ТПП РФ ежегодно оказывает поддержку выставочно-ярмарочных проектов Ассоциации, в том числе самой масштабной в стране выставки народных промыслов «ЛАДЬЯ», которая проводится в «Экспоцентре». В выставке принимают участие более 1,5 тысяч экспонентов из 72 регионов России. По оценке профессионального сообщества, «ЛАДЬЯ» – лучшая выставка в Европе по данной тематике. Ближайшая выставка состоится с 15 по 19 декабря этого года.