Posted 20 июля 2022, 08:33

Published 20 июля 2022, 08:33

Modified 7 марта, 12:06

Updated 7 марта, 12:06

Летчикам понравилось... ВВС США готовы к началу испытаний лазерного оружия

20 июля 2022, 08:33
Сюжет
Авиация
Американские военно-воздушные силы получили высокоэнергетическое лазерное оружие LANCE (Laser Advancements for Next-generation Compact Environments), которое можно установить на самолетах в подвесных капсулах.

Александр Сычев

Первый образец лазера для полевых испытаний военно-воздушным силам передала компания Lockheed Martin. Темой лазерного оружия компания занимается давно – 70-х годов прошлого века. Первый прототип достаточно компактной наземной системы ADAM (Area Defense Anti-Munitions) мощностью 30 киловатт компания представила в 2012 году. Тогда американские сухопутные войска провели тщательные испытания системы, стреляя по небольшим беспилотным летательным аппаратам и ракетам. Мишени удавалось повредить на расстоянии до двух километров. Еще через два года лазер применили против моторных лодок условного противника. Тоже нанесли ущерб, несовместимый с продолжением миссии.

В 2017 году Lockheed Martin испытала новый боевой лазер мощностью 60 кВт. Примененная компанией технология позволила в среднем на 50% сократить расход энергии по сравнению с твердотельными лазерами. Армия США признала испытания успешными и подписала приемо-сдаточные документы.

В том же году Исследовательская лаборатория ВВС США заключила контракт с Lockheed Martin, Boeing и Northrop Grumman по программе SHiELD (Self-protect High Energy Laser Demonstrator) на сумму чуть более 26 млн долларов. Boeing занялась капсулой и привязкой системы к самолетам, Northrop Grumman – системой управления лучом, которая наводит лазер на цель и удерживает на ней до уничтожения. В прошлом году подсистему управления лучом передали заказчику.

А Lockheed Martin занялась уменьшением размеров своей сухопутной лазерной установки и решением проблемы ее охлаждения на самолетах. Спустя пять лет установку удалось ужать на одну шестую от армейской. В капсулу поместилась.

Уменьшение, казалось бы, незначительное, но проблем, по словам старшего научного сотрудника Lockheed Martin доктора Роба Афзала, пришлось решить немало. Во всяком случае, компании пришлось сдвинуть ранее утвержденные сроки на два года. Но теперь, как он сказал, открылась перспектива уменьшения веса авиационных лазерных установок до 5-10 килограммов на киловатт мощности.

Удалось ли сохранить мощность армейского лазера, не сообщается. Ведь речь шла не только о миниатюризации установки, но также о снижении энергопотребления LANCE. К истребителю не получится приладить генератор, которым пользуются сухопутные войска. Известно только, что в ходе наземных испытаний в Нью-Мексико прототип LANCE сбил несколько ракет «воздух-земля». Значит, и эту проблему решили.

На какой именно самолет планируется подвесить LANCE, пока не решено. Компания свои исследования проводила на грузовом С-130. На рекламных картинках капсулу пририсовывала к истребителю F-16. Компания Boeing в 2019 году испытала свою капсулу без лазера на истребителе F-15.

Тем временем пилоты ВВС США уже выполняют имитационные полеты с лазерным оружием воздушного базирования. В их авиатренажеры загрузили компьютерную программу, которая предоставляет возможность воспользоваться лазерным оружием для отражения атаки в воздушном бою. Летчики получают огромное удовольствие от этой игры.

Подпишитесь