«Симметричный ответ» дало Украине Министерство иностранных дел Северной Кореи заявив, что эта страна «не имеет права поднимать вопросы суверенитета после присоединения к «несправедливым и незаконным» санкциям США, которые нарушают суверенные права Пхеньяна», сообщает Reuters со ссылкой на государственные СМИ КНДР.
Известно, что три дня назад Северная Корея официально признала самопровозглашенные донецкие республики ДНР и ЛНР, став, таким образом, третьим государством мира, которое согласилось с существованием регионов Донбасса вне украинской юрисдикции. Посол КНДР в России Син Хон Чхоль вручил представителю ДНР в Москве Ольге Макеевой соответствующий документ.
В ответ Украина разорвала дипломатические отношения с Северной Кореей из-за решения властей страны признать независимость Донецкой и Луганской народных республик.
Именно поэтому внешнеполитическое ведомство КНДР и выступило в защиту признания ЛДНР, заявив, что «решения Украины в прошлом поддержать «враждебную политику США» и их санкции в отношении оружейных программ Пхеньяна, которые, по мнению Северной Кореи, являются средством самообороны, лишают Украину права оспаривать действия КНДР.
Мы будем и впредь укреплять и развивать дружбу и сотрудничество со всеми странами, которые уважают наш суверенитет и относятся к нам благосклонно, на основе принципов суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела и взаимного уважения», — говорится в сообщении МИД Северной Кореи.
И тут возникает логичный вопрос: чем интересно это решение КНДР, республики, отделенной от Донбасса расстоянием примерно в 6500 километров? Есть ли в этой инициативе какие-то рациональные аргументы?
Политолог Сергей Маркедонов отвечает на него в своем канале:
«Де-факто образования, возникшие на пространстве бывшего Советского Союза, и ранее получали частичную международную легитимацию. Но стоит обратить внимание на три группы стран, которые предпринимали такие шаги. Первая - это экзотические страны Океании, решавшие тем самым свои финансовые проблемы. И имевшие до 2000-х годов схожий «бизнес-опыт», когда они балансировали в решениях о признании между КНР и Тайванем (который для большей части мирового сообщества неотъемлемой считается частью Китая). Этот путь выбрало государство Науру, тогда как Вануату и Тувалу, решившись поддержать Абхазию и Южную Осетию, впоследствии под давлением внутренних обстоятельств и внешних игроков (Австралии и США) отказывались от солидарности с «сепаратистами» в пользу «территориальной целостности» Грузии.
Вторая- это латиноамериканские челленджеры, превратившие «кавказский вопрос» в новое поле своего противостояния с Вашингтоном. К третьей принадлежит Сирия, страна, которая сама произвела неполную сборку своей государственности при поддержке России. Как следствие, «благодарность» Москве сначала в виде признания двух бывших автономий ГрузССР, а затем и донбасских народных республик.
КНДР заметно выбивается из этого ряда. Прежде всего, нельзя не заметить, что это- ядерная держава. В истории де-факто государств мира (а этот феномен много шире, чем границы бывшего СССР) еще не было случая, когда две ядерных державы кряду признавали бы сецессионистские образования. Да и к числу зависимых от воли и финансов Москвы Северная Корея не относится, здесь, скорее, стоит говорить о роли Пекина, хотя в отношениях между КНР и КНДР все не так просто и однозначно. Таким образом, для Пхеньяна признание Л/ДНР - это не региональный интерес. В Донбассе северокорейские дипломаты видят важную арену мировой борьбы, а не простой этнополитический конфликт. И «ревизионизм» Кремля в КНДР готовы использовать и в своих интересах, ибо ослабление мирового гегемона – это та цель, которая объединяет многих. Конечно, трактовки этой цели и конкретизация задач в каждом случае сильно отличается. Но это уже совсем другая история. Пока же Пхеньян поддерживает слом прежних иерархий…»