Ирина Мишина
За последние месяцы Госдума, правительство, власти Москвы и Московской области приняли массу законов и решений, суть которых сводится к одному: строить теперь можно везде и что угодно. В частности, во 2-м поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Как известно, в феврале этого года было отменено законодательное ограничение на приватизацию и оборот участков во 2-м поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Готовится отмена запрета на сброс сточных вод в водные объекты во 2-м и 3-м поясах зон санитарной охран. Поручение об этом дала вице-премьер Татьяна Голикова.
«Массовая застройка поймы реки Москвы ведёт к тому, что вода в районе московских водозаборов станет примерно такой же, как видят её горожане в пределах самого города. Наверное, если бы москвичи узнали, что вода, которая попадает им на стол из обычного водопровода, берется где-нибудь в районе Лужников или напротив Московского Кремля, то многие из них перестали бы не то что пить эту воду, даже отфильтрованную, но и перестали бы принимать душ и даже умываться этой водой, как бы их не убеждали в том, что на специальных станциях водоподготовки эту воду довели до нормативного качества», - считает член Комиссии по экологическому благополучию при Общественной палате РФ Антон Хлынов.
Однако застройщики, вооружившись последними постановлениями правительства, немедленно принялись за дело. К примеру, группа компаний «Акрон» затеяла строительство 1,4 млн квадратных метров элитного жилья в пойме Москвы-реки под Звенигородом, в зоне санитарной охраны московского водопровода. Этот проект может поставить точку на чистой питьевой воде города и области.
Но суд не встал на сторону горожан. Мосгорсуд отклонил иск жителей нескольких подмосковных поселков к правительству Москвы. Суть их требований – отменить правила землепользования и застройки присоединенной к Москве в 2012 г. территории под Звенигородом (эксклава новой Москвы). Дело в том, что в этих правилах застройки не учтены положенные по закону и санитарным правилам ограничения на застройку и эксплуатацию пойменных земель вдоль Москвы-реки. Сейчас звенигорордцы готовят апелляцию и обращение в Верховный суд.
Этот случай, к сожалению, не единичный. В районе села Иславское Одинцовского района, в зоне санитарной охраны, всего в 150-200 метрах от Москвы-реки (!), банк ВТБ планирует застроить 12 земельных участков, которые по градостроительному плану являются рекреационной зоной. Интересно, что в 2011 году их уже хотели застроить, но местный житель Борис Барыкин через суд доказал, что использовать для застройки эти участки противозаконно. Почему это стало возможно сейчас?
Дело в том, что в декабре 2019 г. главы Москвы и Московской области С.Собянин и А.Воробьёв своим совместным постановлением «снесли» все нормативные правовые акты правительства РСФСР, принятые в период с 1940 по 1974 год, которые устанавливали границы и режимы санитарной охраны источников водоснабжения московского водопровода, многократно сократив площадь охраняемых территорий. Их в Москве и Московской области не стало вопреки требованиям федеральных Санитарных правил 2010 г. Действует на сегодня только межрегиональный нормативный акт 1980 г. – Решение исполкомов Моссовета и Мособлсовета, действие которого ограничивается территорией Лесопаркового защитного пояса Москвы не далее 20-25 км от МКАД.
В результате всех этих манипуляций из-под санитарной охраны вопреки действующим федеральным санитарным правилам выведена большая часть пойменные земель вдоль Москвы-реки и ее притоков. Эти участки приватизированы крупными землевладельцами, которые, разумеется, мечтают максимально застроить эти территории коммерческой недвижимостью, получив доход от каждого квадратного метра. Вопрос о чистой питьевой воде из-под крана мало кого волнует. А ведь именно из Москвы-реки жителям Москвы и Московской области поступает 2/3 воды.
«Если санитарная зона будет застроена, с водой Москвы-реки произойдут необратимые изменения. Река станет источником цианобактерий, которые начнут разлагаться взрывным образом, начнется размножение сине-зеленых водорослей. Это будет катастрофой для питьевого водоснабжения. Токсин сине-зеленых водорослей действует на центральную нервную систему животных и людей, это проявляется в возникновении параличей задних конечностей, сбое ритма центральной нервной системы. При хронических отравлениях цианотоксинами уменьшается количество эритроцитов, происходит угнетение тканевого дыхания. Падает иммунитет. В плане воздействия на обменные процессы и тканевое дыхание животных и человека токсин сине-зеленых водорослей является крайне опасным», - заявил «НИ» эколог, гидролог, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян.
Застройщики и чиновники приводят доводы о системе водоочистки. Да, в Москве работают 4 станции водоподготовки. Их общая мощность - 6,37 млн. кубометров в сутки. Воду реки Москвы очищают и подают в город Рублевская и Западная станции, из Волги – Восточная и Северная станции. Как сообщили «НИ» в АО «Мосвдоканал», доля Москворецкого источника (Рублевской и Западной станций водоподготовки) в производстве питьевой воды для водопровода города составила 66,3%. Но даже эти мощные станции не спасут ситуацию.
«Если первое время станции водоподготовки могут ещё справляться с загрязнением природных водозаборов, то со временем, при деградации речных и околоводных экосистем, эффективность технических способов очистки воды резко снижается. По крайней мере, водоподготовка до уровня нормативного качества «столовой» воды станет намного дороже. В воду будут попадать вредные бактерии, с которыми очистные сооружения в какой-то момент перестанут справляться», - считает член Комиссии по экологическому благополучию при Общественной палате РФ Антон Хлынов.
«Система водоочистки в случае застройки поймы Москвы-реки может стать «золотой». Она будет стоить огромных денег. Откуда их взять? Разумеется, с населения. Как следствие возрастут тарифы ЖКХ на воду. Второй способ – платить за все государству. Но в этом случае вырастут налоги. То есть платить будут те же люди, но по-другому. Есть и третий вариант: обойтись вообще без дополнительной очистки. Но это будет страшная угроза здоровью огромного количества людей. И ради чего все это? Ради того, чтобы построить на 40 тысяч человек корпуса в пойме Москвы-реки? Разумеется, есть и другие места, не имеющие отношения к водозабору, но тут квартиры убудут дороже, потому что вид на реку. При этом никто не задумывается о том, что река будет гнить. Видимо, у застройщика логика: «После нас хоть потоп! Грязной воды». Примерно так они, видимо, мыслят», - заявил «НИ» эколог, гидролог, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян.
Тем временем, застройка пойменных мест вблизи водозабора питьевой воды становится уже тенденцией. Девелоперский проект под циничным названием «Всюду жизнь» – не единственный план массовой застройки непосредственно прилегающих к Москве-реке земель новой Москвы и Московской области. В генплан столицы в 2017 г. были внесены параметры застройки Рублево-Успенского эксклава (а большая его часть находится в 500-метровой полосе от берега Москвы-реки и ее притоков, т.е. во 2-м поясе водозабора). Аналогичные планы готовятся к утверждению и в прилегающих городских округах Московской области. По действующим нормативам объем водоотведения от 3,5 млн м2 застройки, планируемых на территории Рублево-Успенского эксклава, приведет к попаданию в Москву-реку 50-55 тыс. м3 коммунальных сточных вод в сутки, не считая ливневых стоков.
Из-за этой застройки один из основных притоков Москвы-реки вообще рискует превратиться в сплошную канализацию. По одному из проектов коммунальные стоки от застройки территории Московского конезавода №1 планируется передавать на очистные сооружения поселка Горки-10, из которых они отводятся в реку Вяземку – и без того самый грязный приток Москвы-реки в верхнем течении. Химический анализ проб воды показал, что концентрация фосфатов в Вяземке составляет около 1-1,5 мг/л, а это в 4 раза выше его содержания в Москве-реке. Кроме промышленных стоков, река принимает большие объемы сточных вод с коммунальных очистных сооружений. Экосистема не справляется с загрязнением, и оно со стоком реки Вяземки поступает в Москва-реку. И это - настоящая экологическая катастрофа, которая коснется не только воды.
«Участившиеся катастрофические погодные явления в летнее время года в Москве и области в последние годы – это следствие изменения мезоклимата в результате бездумной массовой застройки региона. Увеличивается запечатанная в бетон и камень поверхность, как следствие она перестает выполнять свои функции как регулятор климата. Снижается влажность воздуха, повышается температурный градиент. Все это очень негативно сказывается на погодных условиях – приводит к шквалистый ветрам, ураганам, обильным ливням и наводнениям. Массовая застройка к западу от Москвы приведёт к увеличению засушливости климата, увеличению температур воздуха, уменьшению свежего воздуха в самом городе», - заявил «НИ» член Комиссии по экологическому благополучию при Общественной палате РФ Антон Хлынов.
Где же выход? Эксперты считают, что необходимо прежде всего пересмотреть саму приватизацию пойменных земель вблизи мест водозабора. К этой приватизации множество вопросов, и не факт, что всё происходит законно. Особенно в части перевода этих земель под застройку: ведь большая часть этих угодий должна быть особо ценной и, соответственно, не подлежащей переводу под застройку.
«Прежде всего необходимо пересмотреть градостроительную политику в регионе, наложив мораторий на массовую застройку земель в поймах рек и на больших пространствах бывших сельскохозяйственных угодий, и тем более в лесах, невзирая на правовой статус земли. Сделать это возможно через изменение градостроительных регламентов территорий, установив минимальный процент застройки и развивая сеть особо охраняемых территорий. Наилучший выход из градостроительной «кабалы» - это изменение экономического вектора развития территорий Подмосковья. Вместо массовой застройки полей в долинах рек здесь необходимо развивать туризм и рекреации, которые в многомиллионной агломерации очень востребованы», - считает член Комиссии по экологическому благополучию при Общественной палате РФ Антон Хлынов.
А еще есть основания полагать, что региональные постановления мэра Москвы Собянина и губернатора Подмосковья Воробьева в части застройки земель у зон водозабора идут вразрез в поручениями президента. «Я направил президенту 3 аналитические записки по этому поводу, и после этого вышло его поручение по усилению охраны источников водоснабжения», - сообщил «НИ» академик Виктор Данилов-Данильян.
Действительно, в 2020-м и в 2021 году президент давал поручения принять меры по недопущению строительства промышленных и иных объектов во 2-м поясе зон санитарной охраны, которые могут привести к загрязнению и истощению вод (поручения от 13.02.20 и от 18.02.2022). Однако, чиновники как федерального, так и регионального уровня изощренным образом начали обходить президентские поручения и фактически действовать вразрез с ними. И тут нельзя не согласиться с позицией академика Виктора Данилова-Данильяна: «Москва-река – колыбель и один из символов Государства российского. Превращать ее в помойку - государственное преступление».