«Ситуация немножко запутанная, но иногда надо какие-то лишние моменты выбрасывать, чтобы понять, что происходит.
Давайте про турбину, которая оказалась в Канаде, а потом её, вероятно, через Германию снова передадут «Газпрому». Она совершенно неважна в раскладе тех сил вокруг поставок российского газа в Европу. Потому что на компрессорной станции восемь установок работают, попеременно.
И когда одна из этих установок выходит из строя, из-за профилактики, из-за обслуживания, из-за ремонта, то все остальные вполне способны взять на себя её работу и прокачивать газ в тех объёмах, в которых труба может выдержать.
Так что, когда «Газпром» объявил, что он сокращает прокачку по «Северному потоку – 1» из-за того, что якобы он не может получить турбину из Канады, - это не соответствует истине, потому что совершенно спокойно можно было продолжать работать и дальше.
Это первое. Второе: сейчас, «Северный поток-1» встаёт на профилактику. «Газпром» объявил, что профилактика займёт десять дней. Действительно, есть такие регулярные остановки газопроводов, чтобы принести его в божеское состояние и дать возможность продолжать эксплуатацию этого сложного объекта.
Но вдруг возникло подозрение, что Россия будет использовать этот период для того, чтобы добиться каких-то своих политических или даже военных целей.
Об этом заговорили политики в Германии и других европейских странах.
Они предсказывают, что период десять дней может и не закончиться через десять дней, что Россия может затянуть остановку в прокачке и дальше.
Повод для таких подозрений есть.
Мы видим, что даже само сокращение по прокачке по «Северному потоку-1» было совершенно неоправданным, с точки зрения техники, и вполне можно вот те газоперекачивающие агрегаты с турбинами могли бы прокачивать и дальше.
И ещё, самое главное: в предыдущие моменты такой эксплуатации, такой профилактики «Газпром» всегда перенаправлял нужные объёмы газа, которые вышли из уравнения этого, по другим маршрутам, снова потребителям в Европу. Но на этот раз произошло совершенно другое.
Российское правительство объявило запрет на пользование газопроводом «Ямал – Европа», то есть через Беларусь и Польшу – в Германию, потому что против оператора польского участка Россия ввела контрсанкции. Значит, там нельзя ничего качать.
На украинском направлении «Газпром» отказывается повысить прокачки через пограничные пункту. А также «Газпром» сейчас не захотел заранее забронировать объёмы газа, чтобы погасить нехватку газа, вызванную профилактикой «Северного потока».
То есть всё это сделано умышленно, не по техническим причинам, а по решению высшего российского руководства.
Это можно трактовать как акт газовой войны. Цель может быть не такой уж и великой, как некоторые предполагают. То есть некоторые предполагают, мол, давайте перекроем газ европейцам, и они согласятся на начало работы «Северного потока-2».
Я думаю – это не так. «Северный поток-2» невозможно сейчас запустить в эксплуатацию. Это не разрешают американские санкции.
Так что этот повод оставим в стороне.
На самом деле в России дают понять европейцам, что нужно менять политику Европы в отношении поддержки Украины».
Целиком комментарий Михаила Крутихина можно посмотреть здесь.