В понедельник 11 июля стало известно о новых ограничениях, которые наложил Евросоюз на транзит российских грузов в Калининградскую область через Литву. Теперь они затрагивают 15% всего грузопотока в Калининград, сообщает пресс-служба «Литовских железных дорог».
По данным Reuters, новые ограничения введены в отношении алкоголя, промышленных химикатов на основе спирта, древесины и цемента после вступления в силу поэтапных изменений ранее объявленных санкций Евросоюза. При этом таможенный департамент указал номера регламента ЕС по калининградскому транзиту и приложений к нему, которыми в своих действиях руководствуется Вильнюс.
В первом полугодии 2022 года через Литву в Калининградскую область и обратно было перевезено 550 тысяч тонн грузов, в отношении которых вступили в силу новые санкции. Из этого количества черные металлы составляли до 9% всех транзитных грузов Россия — Калининград, цемент — 3%, алкогольная продукция — 1,4%, изделия из дерева — 0,6%, остальное составляли различные другие подсанкционные товары.
При этом, Еврокомиссия не давала Литве никаких новых разъяснений по транзиту в Калининград. По мнению еврочиновников, сейчас речь идет о завершении переходного периода по конкретным позициям запрета экспорт и импорта.
Как ответит на этот шаг Россия?
Известно, что Путин и Лукашенко обсудили по телефону возможный совместный ответ на блокировку Литвой транзита в Калининград, сообщили в Кремле.
Москва может ответить на ограничения Вильнюса в отношении транзита грузов в Калининградскую область, заявил временный поверенный в делах России в Литве Сергей Рябоконь. Россия способна воздействовать на Литву в вопросе калининградского транзита, уверен дипломат. Он призвал «реально посмотреть» на систему интеграции электросетей Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы (БРЭЛЛ; страны Прибалтики заявляли о планах выйти из нее на фоне ухудшения отношений России и Запада).
Рябоконь предложил также подумать о сокращении транзита грузов в ЕС. «Можно посмотреть с другого угла, поскольку многие эти вещи решаются в Брюсселе, есть же перевозки, которые проходят через Россию, железными дорогами, грузоперевозки, которые проходят транзитом через нас в Евросоюз, — может быть, стоит подумать, не уменьшить ли нам на схожую пропорцию», — сказал он.
Аналитик Андрей Суздальцев пишет, что пока в качестве ответа Литве остается один вариант, который предлагает губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
Глава самого западного региона России считает, что Москва должна запретить любое передвижение товаров между Литвой, Латвией и Эстонией, и Россией. Понятно, что это касается в первую очередь транзита через Россию.
Но тут у Суздальцева возникают сомнения:
«Дело в том, что мы не знаем каких-либо массовых транзитных поставок прибалтийских товаров через Россию, за исключением небольших партий латвийских шпрот или иногда (очень редко) появляющихся в московских гипермаркетах литовских молочных продуктов. Нам неизвестен какой-либо «генеральный груз» из Прибалтики, который шел бы, к примеру в Китай через всю Евразию. Проще загрузить в том же порту Таллина или в Вентспилсе.
Вполне вероятно, что мы ошибаемся, чему мы были бы очень рады. Но…
По понятным причинам, военное решение транзитного кризиса с Литвой, мы не рассматриваем.»