Эта и другие темы были обсуждены на Всероссийской конференции «О проблемах, связанных с импортозамещением и параллельным импортом в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры», прошедшей в ТПП РФ.
На конференции, организованной Союзом транспортников России совместно с ТПП РФ, поднималась, в частности, острая проблема дефицита запчастей и комплектующих для транспорта, возникшая после ввода антироссийских санкций. Анализ показал, что отрасль очень сильно зависит от поставок импортных комплектующих – по некоторым направлениям их доля превышает 90 процентов.
Сергей Катырин считает, что при этом один из главных вопросов здесь – систематизация информации о том, что же требуется транспортникам. Надо четко понимать, отметил он, какая номенклатура будет закрыта параллельным импортом, по каким направлениям будет развиваться собственное производство, а где на передний план выйдет индустрия восстановления автомобильных компонентов.
ТПП РФ, сообщил Сергей Катырин, плотно работает с деловыми советами, со своими зарубежными представительствами, структурами в рамках ЕАЭС. И везде просят четко сформулировать, какая продукция требуется, чтобы найти нужных партнеров. Таким образом, подытожил глава ТПП РФ, нужна системная работа с информационными потоками, чтобы разновекторные обращения предпринимательского сообщества выстроить в нужном формате.
Еще одна острая тема, важная не только для транспортников,– это продуманная государственная политика в сфере импортозамещения, убежден Сергей Катырин. В ТПП РФ, сообщил он, сегодня часто обращаются предприниматели, готовые инвестировать, строить предприятия. Но при этом постоянно звучит и тревога: если ситуация изменится, и на российский рынок вновь вернутся западные компании, то капиталовложения могут и не окупиться. «И здесь государству нужно четко обозначить условия работы, чтобы отечественный бизнес мог реализовать свои инвестиции», - считает Президент ТПП РФ.
Третья тема – политика во внешнеэкономической сфере. Сначала была сильная ориентация на Запад, теперь Россия повернулась на Восток и Юг. Но и на этих направлениях не стоит зацикливаться на какой-то одной стране, важно развивать контакты со многими государствами.
Наконец, четвертая тема, актуальная для всей нашей экономики,– подтверждение обстоятельств форс-мажора. Система выдачи подтверждений о форс-мажоре по внешним контрактам работает, а вот по внутренним контрактам возникли проблемы. Пока что статья 401 ГК РФ не позволяет признавать отсутствие каких-то комплектующих или материалов на российском рынке обстоятельством непреодолимой силы. А проблема как раз в том, что, например, какая-нибудь прокладка к двигателю была именно импортной, но ее из-за санкций не может передать дальше по цепочке уже российская компания. И таких обрывающихся цепочек в транспортном комплексе и в других отраслях пока что очень много, здесь проблему должны решить законодатели, заключил Сергей Катырин.
На конференции одной из главных тем стала тема структурирования и законодательной легализации в стране индустрии восстановительного ремонта автозапчастей и узлов. За рубежом этот сектор активно развивается, так называемая циркуляторная экономика быстро набирает обороты, во многих странах сформирована нормативно-правовая база, позволяющая этой индустрии нормально развиваться.
В России, по сути, тоже уже действует своя восстановительная индустрия, в этом сегменте работает порядка 500 компаний во всех регионах РФ. Однако они до сих пор находятся в «серой зоне» - законодательно все еще не прописано понятие восстановленного автомобильного компонента. Нет ни одного нормативного или законодательного акта, который бы легализовал эту индустрию.
Проблему эту надо оперативно решать, это актуально, это нужно нам, убежден Сергей Катырин.