Posted 11 июля 2022, 11:18
Published 11 июля 2022, 11:18
Modified 7 марта, 12:13
Updated 7 марта, 12:13
Сергей Баймухаметов
Совет Федерации одобрил принятый Госдумой закон о закрытии средств массовой информации во внесудебном порядке. По нему, приостанавливать действие лицензий и отзывать лицензии получат право Генеральный прокурор и его заместители.
В законопроекте, вынесенном на рассмотрение в первом чтении, говорилось просто о закрытии СМИ. К третьему чтению формулировки смягчили.
За распространения противоправной или недостоверной общественно значимой информации, или информации, выражающей явное неуважение обществу, государству, Конституции РФ, а также направленной на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ, связанной с введением иностранными государствами политических, экономических и других санкций в отношении России, ее граждан или юрлиц - действие СМИ могут приостановить на срок до трех месяцев.
За второе нарушение - до шести месяцев.
В случае неоднократного распространения запрещенных сведений, регистрация СМИ будет признана недействительной, а интернет-сайт - заблокирован.
«Новые Известия» уже писали, что законопроект о внесудебном закрытии СМИ противоречит Федеральному закону о СМИ и Конституции РФ.
Например, статья 15 Закона о СМИ определяет:
«Регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства».
Новый закон вносит такую поправку:
«В статье 15: в абзаце первом части первой слово «исключительно» исключить».
Значит, теперь не только судом.
А кем еще?
Депутаты Госдумы дополняют Закон о СМИ статьей 56.2 следующего содержания:
«Приостановление деятельности средства массовой информации, признание регистрации средства массовой информации недействительной или прекращение действия лицензии на вещание на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей».
Таким образом, противоречие вроде бы устраняется. Прокуратура наряду с судом вводится в закон, позволяющий закрыть СМИ.
Но… не совсем. И даже далеко не совсем. Нарушение закона есть преступление. И виновник должен быть наказан. Например, если отдельный гражданин или организация считают, что СМИ их оклеветало, поместило недостоверную информацию, они подают заявление, иск о защите чести и достоинства. Таким образом, СМИ попадает в разряд подозреваемых в нарушении закона, подозреваемых в совершении преступления. Но - только «подозреваемых».
Потому что в статье 8 Уголовно-процессуального кодекса четко определено:
«Никто не может быть признан виновным в совершении преступления <…> иначе как по приговору суда»
Статья 49 Конституции РФ гласит:
«Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
А кто теперь будет определять виновность СМИ? Генпрокуратура? Она не исполнительная власть, не законодательная и не судебная. Тогда - какая? Получается, орган с неопределенным государственным статусом будет признавать виновным и закрывать СМИ? То есть будет наделен полномочиями суда?
Однако никто не может быть наделен полномочиями суда.
Так гласит Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», статья 1:
«Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами <…> Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия».
Особо отметим: юридическая сила федерального конституционного закона выше юридической силы обычного федерального закона. «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам». Эта норма, закрепленная в ч. 3 ст. 76 Конституции РФ.
И, наконец, пункт 1 статьи 118 Конституции РФ:
«Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».
Значит, чтобы новый закон, принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации, имел законные основания, надо отменять статью 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и пункт 1 статьи 118 Конституции РФ.