Александр Дыбин
Арбитражный суд Челябинской области ввел процедуру наблюдения в отношении АНО «Агентство инвестиционного развития» (АИР), учрежденному правительством региона. Ранее налоговая инспекция предъявила претензии на сумму почти в 400 миллионов рублей и заблокировала счета агентства. АИР существует почти 10 лет и занимался поддержкой инвестиционных проектов: консультации, помощь в получении земли, подключении к сетям, получении субсидий и льготных займов. При этом последние несколько лет структура практически не вела деятельность и существовала, для галочки. Сайт агентства давно закрыт, последние новости в официальной группе в соцсети «Вконтакте» датируются 2017 годом. Так произошло из-за того, что в регионе была создана параллельная структура – областной фонд поддержки бизнеса, которому передали все полномочия и все финансирование по этой теме. При этом АИР ликвидировать не спешили, сохраняя юрлицо, а так же минимальный штат.
Но откуда у такой структуры, которая к тому же не вела никакой внятной деятельности последние годы, такой огромный долг по налогам? Ответ кроется в сделке, который АИР заключил в 2016 году. Именно тогда налоговая инспекция доначислила структуре правительства Челябинской области около 400 миллионов рублей долга. С 2020 года АИР пытался оспорить этот долг, но сделать этого не смог.
Проверка налоговой инспекции вскрыла схему, по которой из бюджета области сначала в АИР поступили 1,5 миллиарда рублей, а потом из него эти деньги перекочевали в другую структуру – акционерное общество «Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки» (КЖСИ). Это юридическое лицо так же принадлежит правительству региона, но в силу организационной структуры может более вольно обращаться с деньгами. Так согласно материалам арбитражного дела в 2016 году АИР получил из бюджета региона субсидию в размере 1,5 млрд руб. примерно миллиард рублей был потрачен на приобретение у ЮУ КЖСИ ипотечных сертификатов «Шелковый путь», еще 400 миллионов ушли на покупку у корпорации закладных и уступки прав требования по ипотечным займам. Изначально АИР списал эти траты в расходы, но налоговой удалось доказать, что формально агентство приобретало активы, а значит за это нужно платить налоги.
Интересна в этой схеме и КЖСИ. Структура создавалась на заре ипотечного кредитования и должна была показать пример застройщикам, как работать с этим новым для рынка инструментом. В определенный период КЖСИ была одним из крупнейших застройщиков области: сама строила дома и сама выдавала на них кредиты. Но к 2016 году она подошла с дырой в бюджете в полтора миллиарда. Власти региона решили не банкротить структуру, так как на нее было завязано большое количество незавершенных объектов и выданных кредитов, а оздоровить через выпуск ипотечных сертификатов. Правда, частный бизнес покупать эти бумаги отказался и они были выкуплены, по сути, за счет бюджета через АИР. Кроме того, КЖСИ пыталась оспорить свои же старые сделки, например по покупке земельных участков за несколько сотен миллионов рублей. Уже после сделки выяснилось, что строить на этой земле не выгодно. Но все суды по этому поводу компания проиграла. Сейчас КЖСИ строит несколько многоквартирных домов в год, возводит объекты для переселения из ветхого жилья и администрирует фонд помощи дольщикам.
Стоит отметить, что следующим шагом налоговой инспекции станет предъявление субсидиарной ответственности учредителю АИРа – правительству региона. За сомнительные финансовые операции между госструктурами придется в итоге заплатить налогоплательщикам.