Иван Зубов
Отставка самого, наверное, колоритного премьер-министра Англии со времен Уинстона Черчилля, стала самым обсуждаемым международным событием последних дней, после, разумеется, украинских. Однако, парадокс состоит в том, что она ничего не изменит во внешней политике страны и мало на что повлияет во внутренней по той простой причине, что Великобритания – это ярчайший образец демократии, в которой от личности одного человека не зависит ровным счетом ничего. Если и будут какие-то изменения, то чисто стилистические, сделанные на в такой яркой и непривычной манере, как это случалось при Джонсоне. Британская публицистка и аналитик Наташа Несбитт подробно и остроумно прокомментировала отставку Бориса Джонсона и разобрала достоинства и недостатки всех его вероятных сменщиков на посту премьер-министра:
«Нас покинул Джонсонюк. Не то, чтобы совсем, потому что он будет оставаться премьер-министром примерно до осени – но в целом да, дела плохи, и на BBC уже кот Ларри, который есть примета политического кризиса.
Почему?
Это неправильный вопрос. Правильный – а как он так долго умудрялся оставаться PM.
Я понимаю, что большинство смотрит на Бориску из вне и даже им вполне себе довольны, потому что на международной арене наш Дон Ребе орел. Но в своем гнезде он обосрал всю солому.
Основная причина проблем – предельная, или даже запредельная, неразборчивость в людях и ситуациях.
Последние два года, примерно с момента, как он вылез из ковида, у Бориса нескончаемые проблемы с персоналом. Любители конспирологии, идите выпасать своего рептилоида в другое место. Проблемы Бориса – проблемы Бориса. Он себе их сам создает.
Сначала у него был советник, которого поймали на нарушении ковидных правил. Ну все, избавься от советника. Но Борис сначала сказал да, потом нет, потом да, потом еще 6 раз поменял показания. В итоге от советника он избавился, но не ранее, чем превратил последнего в своего смертного врага.
Советник, благо, у него много связей, стал строчить, и не так, чтобы кляузы и доносы, а просто то, что не было в публичном пространства - всякая мелкая, но вонючая и липкая хрень.
Самым неприятным, конечно, стал PartyGate. Ровно в середине второго локдауна, зимой 2020, когда вся страна сидела под замком, правительственные служащие, близкие к Борису, решили провести серию веселых вечеринок – и Борис не нашел ничего лучшего, чем на них засветиться.
Т.е. с одной стороны правительство все закрывает на амбарный замок, потому что у нас ковид и умирают люди, и насылает полицию на нарушителей режима, а с другой само пьет шампанское, веселится и развлекается.
И нет, не надо про план кого угодно. Чтобы в это вляпаться, нужно просто вообще не понимать. Ну вот совсем мозга не иметь.
Реакция не все эти обвинения тоже была… ну, не знаю. Может, Борис специально нашел себе советников по PR где-нибудь в лесах Амазонки, чтоб они с гарантией не знали, как на Острове это работает. Но у него же должен быть мозг??? Он же должен понимать, что если у тебя пьянка на 100 человек, то кто-то из них как-то проболтается, сольется (они же там себя еще все фотографировали и снимали), что это попадет в медиа и будет большой-большой скандал. Мне кажется, даже леса Амазонки должны это понимать.
Но не Борис.
Ну ладно, поймали тебя. Так признавайся и извиняйся. Сразу. Не жди ничего. Да, был виноват, черт попутал, простите, люди добрые.
Но Борис начал залупаться. Это не я (ты), меня там не было (был), я ничего не знал (16 формальных отчетов и мейлов, доказывающие, что знал). Ему что, никто не про limited damage (англ: ограниченный ущерб) не рассказывал?
И каждый раз, когда казалось, что худшее уже позади, опять вылезало какое-то говно.
Последней каплей стал некий персонаж Х (вам его имя все равно не надо, гуглите), которого поймали за лапаньем мужских задниц. С мужскими попами никаких проблем, но вот с тем, что лапал он их без согласия правообладателей, проблема громадная.
И хрен бы с Х, его никто прежде не знал, но этот Х отвечал за дисциплину среди депутатов-консерваторов. И чтобы все было уже совсем хорошо, Борис назначил его на эту должность уже зная, что Х любит нарушить права товарного знака и после того, как познакомился с обвинениями.
Так что да. Надо иметь мозг. Это помогает. А не иметь – не помогает.
Народу такие развлечения совсем не по нраву. Нет, хоббит любит, чтобы всякий начальник пример благоденствия подавал, и только котиков гладил, причем испрося у котиков согласие. А вот безумные идиотские истории нам не надо.
Чисто британский такой скандал получился.
Позавчера уволились наиболее значительные министры Кабинета, и у Бориса просто не осталось выхода.
Что теперь?
Наша политическая система, как водится, сложная и запутанная.
Отставка Бориса не означает досрочных выборов. Премьер-министр считается расходным материалом. Один ушел – другой пришел.
Чтобы другой пришел, его, правда, должны сначала выбрать. Поэтому для внимательных читателей еще раз поясняю, что Борис ушел с поста лидера Консерваторов, но пока остается премьер-министром – и будет им оставаться, пока Тори себе кого-то другого не выберут.
Процесс выбора хитрый, и массовый, хотя не всенародный – только зарегистрированные и платящие взносы члена партии имеет право на участие в голосовании.
Но сначала надо определиться с кандидатами.
Члены партии – депутаты Парламента могут выдвигать кого угодно при условии, что за кандидата впишется не менее 5% из них. Потом начинаются гонки с выбыванием. В следующем туре проходные кандидаты должны набрать не менее 10%. Так продолжается до тех пор, пока кандидатов не остается двое. После чего их имена вписывают в бюллетень и письма отправляют членам партии. Они голосуют, голоса считают, и кто победил, становится новым лидером партии, а потом отправляется в Букингемский дворец и Ее Величество официально назначает избранника премьер-министром.
Борис будет оставаться депутатом Парламента пока он сам не решит уйти – или его не отзовут его избиратели. У нас одномандатные округа и ничего другого, и только избиратели в округе имеет право принимать решение.
Ему даже вернуться на пост никто не мешает. Так случается редко – но да, случается, к примеру, в случае Черчилля.
Но даже если Бориска проглотит гордость и пойдет в Парламенте просто сидеть, а не уволится и не исчезнет из публичной жизни, то до возращения на круги своя ему очень и очень долго.
На что, строго говоря, влияет уход Бориски?
На немногое. Если вы не на Острове, то будет новый человек, явно с менее красочными оборотами – но в целом никакой особой разницы.
Внутри будет, вероятно, некоторое смягчение позиции в отношении EU и миграции, хотя это сильно зависит от того, кто его сменит.
Из-за нашей предельно сложной системы, когда непонятно даже, кого номинируют, предсказать имя нового премьер-министра сейчас очень сложно.
Возможные кандидаты – Раши Сунак (Rashi Sunak), Бен Воллас, Лиз Трас, Пенни Мордант. Майкл Гов, Доминик Рааб и Джереми Хант. Не исключено, что никто из них, конечно, но так, чтобы представлять, с кем имеем дело.
Раши Сунак до последнего времени был Канцлером, он же министр финансов с расширенными полномочиями, второй человек в Кабинете.
Приятный индусский юноша с мягкими публичными манерами. Мало кого раздражал в роли Канцлера, и народу скорее нравился, потому что деньги раздавал щедро. Из породы ну очень центристских правых, которые от левых не отличаются даже при внимательном рассмотрении. В начале войны вляпался в скандал с его женой и по совместительству дочкой индусского миллиардера. Жена не платила налогов – на легальных, но не вполне этичных основаниях. Тесть, который, если память не изменяет, Infosys (индийская компания, занимающаяся разработкой заказного программного обеспечения для электронной коммерции и телекоммуникационных предприятий, прим.ред), не ушел из России как бизнес. Историю с тестем замяли, жена быстро согласилась платить налоги здесь, но да, некий запах остался.
Как и большинство консервативных избирателей, я ничего не имею супротив Раши и готова доверить ему публичный кошелек. Но для PM он какой-то слишком вялый.
Бен Воллас (Ben Wallace) – министр обороны. У него пока приз зрительских симпатий, и он самый популярный кандидат среди выборщиков. Говорят, что в Кремле смотрят на происходящее затаив дыхание. Ну пусть пока не дышат. Если Москве не нравился Борис, то Бен ей не понравится еще больше. Ненавидит Путина, всячески поддерживает любую, включая прямую и военную, помощь Украине. Личиком кругл и тушканом бодр.
Проблема в том, что кроме того, что мы про него ничего, кроме этого, не знаем. Он был министром обороны и за Трайденты (семейство американских трёхступенчатых твердотопливных баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, прим.ред), но что он думает о пенсиях и пособиях, и насколько он способен пройти через зимний кризис – большой вопрос.
Лиз Трас (Liz Truss) – веселая девушка, министр иностранных дел. Как и Валлас, с точки зрения международных отношений, кому там Джонсонюк не нравился, так это вы просто Трас не слышали.
Агрессивная и энергичная леди, короче. Не понятно правда, как там со всем остальным. Очень-очень злобный брекзитир, сторонник суверенности в квадрате. Ее поддержат радикалы, но не понятно, хватит ли их поддержки.
Она, кстати, вполне себе компетентна в международных делах, хотя над ней и смеялись из-за пары глупых ошибок. Экономические воззрения неизвестны.
Пенни Мордант (Penny Mordaunt) – весьма симпатичная девушка. Кстати, тоже побывала министром обороны. Бодра и приятна взору. Каким-то образом попала фавориты зрительских симпатий. Пока не переключилась на оборону, была в шоу-бизнеса, включая роль ассистентки фокусника.
Такие люди нам нужны, но, мне кажется, пока ее час выходить на арену не настал.
Майкл Гов (Michael Gove). Умный как целый том Талмуда. Главный стратег и кузнец консервативного политического счастья. Папа Брекзита. Серый кардинал. Есть всегда и всюду, но всегда несколько во втором ряду.
Из всех возможных кандидатов этот, пожалуй, самый способный. У него явно есть мозг – и он явно умеет им пользоваться.
Но у него репутация скользкого типа. Он, если угодно, слишком умный. Да и сам он предпочитает сидеть в тени, и только щупальцами шевелит.
Гов – старый и заслуженный член Консервативной партии. Он точно появится в списке и одолеет как минимум два тура. А вот третий и почтовое голосование – вряд ли. У него не то, чтобы плохо с публичностью, но у него не располагающий сценический образ, и с ним трудно будет идти на general elections (англ: всеобщие выборы). Для всех лучше, если он будет в тени сидеть и оттуда всем рулить.
Доминик Рааб, Джереми Хант и прочее. Кадровые министры. В меру сообразительны и неотвратительны, и поэтому всегда в Кабинете. Правда, никто не помнит, кто из них где. То ли образование, то ли здравоохранение, то ли юстиция. Их всегда перекидывают с места на место. Они и ходят.
Они (их несколько, еще и Джавид такой же) в меру хорошие пацаны. Довольно безвредные. Плохого не сделают. Но они не возбуждают. Каждый из них даже может победить если дойдет до почтового голосования и будет против странного кандидата типа Пенни или, не дай бог, Прети Пател. Но они сами по себе никакие, только надежда, что они будут слушаться Гова, потому что хорошие послушные мальчики. Никто из них не любит Путина, и никак с ним сотрудничать не будет, потому что они правильные и лапсики, но развлечений с ними ждать не приходится.
Прити Пател (Priti Patel), Home Office, что-то вроде министерства внутренних дел. Барышня весьма активная, но если она пройдет дальше второго тура, то я торжественно обещаю голосовать в следующий раз за лейбористов или либ-демов. Это же не дай бог барышня. У нее отвратительная политическая репутация, она считается токсичной. Слишком злобная. Не надо.
Если надо делать ставки, то в почтовое голосование выходят Сунак и кто-то из троицы Валлас, Трас и мальчиши-кибальчиши, потому что они взаимозаменяемы. А вот кто из них побеждает в почтовом, непредсказуемо в принципе. Сунак сделает кибальчишей, но может проиграть против Валласа или Трас.
Я, честно говоря, хотела бы видеть следующим PM Валласа при условии, что деньгами будет заниматься Сунак, кибальчиши останутся на месте, а на партийную дисциплину и стратегию отправят Гова. Джависа на Home, он пакистанец и с рабочих окраин, так нужно credibility. Трас меня несколько пугает слишком агрессивным антиевропейством, хотя как министр внешних сношений она зачетная. Но это такой мой идеальный состав Кабинета, и по пути могут быть любые приключения.
Что точно можно сказать, что никакие выборы не изменят внешнюю политику. По этому поводу Бориса никто не критиковал, он потерял пост исключительно из-за внутреннего разгильдяйства, и следующий будет просто продолжать дело, хотя может и менее красочно. Если будет Сунак, то отношения будут чуть более дипломатичны, если Трас или Валлас, то еще менее, если это себе можно представить.
Кстати, не исключено, хотя и маловероятно, что Бориску вернут в Кабинет (особенно, если Трас выигрывает) – или Брекзитом заниматься, или внешней политикой. Могут и не вернуть сразу, чтобы населению глаза не мозолить, но зависит.
А вообще сильно расстраиваться не надо. Выборы вполне себе невинное развлечение, лучше попкорном запасайтесь...»