Posted 6 июля 2022,, 09:06

Published 6 июля 2022,, 09:06

Японские ученые создали новую технологию клонирования из высушенных клеток

6 июля 2022, 09:06
Фото: phys.org
В результате эксперимента было получено 75 здоровых мышей, которые дали потомство.

В мире ускоряется вымирание: ООН опубликовала прогноз, по которому как минимум миллиону видов грозит скорое исчезновение из-за изменений, вызванных человеческой деятельностью. Поэтому в разных странах появляются биобанки – хранилища образцов исчезающих видов, которые в будущем можно было бы клонировать и возродить. Обычно такие образцы подвергаются криоконсервации с использованием жидкого азота или хранятся при чрезвычайно низких температурах, но эти технологии дорогостоящи и уязвимы в случае перебоев электроэнергии. Японские ученые из Университета Яманаси предложили новую технологию, сообщает phys.org.

Они провели эксперимент, чтобы проверить, реально ли произвести клонов из подвергнутых сублимационной сушке соматических клеток – то есть любых клеток, которые не являются сперматозоидами или яйцеклетками. Для этого ученые заморозили высушенные клетки кожи из мышиных хвостов и спустя девять месяцев попытались использовать их для клонирования.

Оказалось, что сублимационная сушка убивала или вызывала значительное повреждение ДНК. Однако ученым все же удалось получить клонированные бластоцисты – клетки, который развиваются в эмбрион. Из бластоцистов были извлечены линии стволовых клеток, из которых в результате были получены 75 клонированных мышей. Клоны оказались вполне жизнеспособными: одна из мышей сумела прожить год и девять месяцев, некоторых скрестили между собой, и они произвели на свет здоровых детенышей. Правда, полученное потомство было малочисленнее, чем это бывает у мышей в природе, но будущем японские ученые надеются усовершенствовать свой метод, уменьшив аномалии и увеличив рождаемость.

Обнаружились у нового метода и другие недостатки. Если клонирование мышей из клеток, хранящихся в жидком азоте или при сверхнизких температурах, удается в 2-5% случаев, то при методе сублимационной сушки – всего в 0,02%. Однако ведь и самый первый клон в истории, овца Долли, получился лишь после 200 с лишним неудачных попыток. Важна принципиальная новизна методики – клонированные животные впервые были получены из лиофилизированных соматических клеток. При успешном развитии этот метод в конечном итоге может помочь дешево и безопасно хранить генетические ресурсы со всего мира.

Новая работа – продолжение многолетних исследований команды в области клонирования и сублимационной сушки. В недавнем прошлом японские ученые подвергли сушке мышиную сперму, которая была отправлена на МКС, провела там шесть лет, а после возвращения на Землю из нее здоровых мышиных детенышей.

Описание эксперимента опубликовано в журнале Nature Communications.