Posted 6 июля 2022, 08:20
Published 6 июля 2022, 08:20
Modified 7 марта, 12:19
Updated 7 марта, 12:19
Иван Зубов
Нефтяная война в мире не утихает, втягивая в себя новые государства. На сей раз – Казахстан. Как сообщили многие мировые и российские СМИ 5 июля президент этой страны Касым-Жомарт Токаев во время телефонного разговора с президентом Европейского Совета Шарлем Мишелем выразил готовность «использовать свой углеводородный потенциал с целью стабилизации ситуации на мировых и европейских рынках».
Другими словами, казахстанский лидер предложил свою нефть в качестве альтернативы для российской. Токаев также подчеркнул, что Казахстан мог бы стать «буферным рынком» между Востоком и Западом, Югом и Севером.
Таким образом, некогда дружественный России Казахстан в очередной раз продемонстрировал свою лояльность Западу.
Сценарий замены российской нефтиказахстанской кажется вполне реалистичным: ежедневно в стране добывается около 1,7 млн баррелей нефти, большая часть которой идет на экспорт. Ранее европейские страны уже закупали нефть у Казахстана. В частности, с Нур-Султаном сотрудничали Италия, Нидерланды и Франция.
Эксперты отмечают, что подобные заявления вполне вписываются в траекторию, заданную Токаевым после начала спецоперации России в Украине: казахстанский президент открыто и последовательно отказывается поддерживать Россию, не признавая ЛДНР и соблюдая антироссийские санкции.
Впрочем, Россия не осталась в долгу и отреагировала на это заявление по-своему: вновь приостановив отгрузку казахстанской нефти на мировые рынки.
Таким образом деятельность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) приостановлена на 30 дней решением суда Новороссийска. Основанием стали выявленные экологические нарушения, которые необходимо устранить, сообщает канал SputnikKZ. КТК намерен обжаловать решение суда.
Ранее КТК приостанавливал погрузку нефти в марте этого года — из-за аварии на выносных причальных устройствах (ВПУ). Кроме того, 19 июня Россия останавливала отгрузку казахстанской нефти из-за обнаружения 50 мин времен ВОВ в Каспийском море. Тогда многие эксперты обратили внимание на то, что это произошло сразу после того, как президент Казахстана на ПМЭФ отказался признать ДНР и ЛНР, а также выступил с критикой российских пропагандистов и депутатов. Только 23 июня мины обезвредили и работу восстановили.
Нефтепроводная система КТК — крупнейший маршрут транспортировки нефти из Каспия на мировые рынки длиной 1,5 тысячи километров.
Сетевой аналитик Анатолий Несмиян пишет по этому поводу:
«Это второй удар по Казахстану за короткий срок. Первый раз отгрузку казахской нефти остановили из-за якобы найденных мин. А все из-за того, что президент Токаев высказал позицию своей страны публично. Ничего не меняется. На ровном месте Кремль создает врагов. Впрочем, здесь уже ничего не поделаешь - резьба сорвана окончательно…»
А вот экономист Никита Кричевский настроен более оптимистично:
«Европейцы, видимо, настолько глупы, что не понимают, что значительная часть казахстанской нефти экспортируется через Новороссийск, куда приходит по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК), контролируемому «Транснефтью». Других вариантов увеличения поставок просто нет.»
Многие другие комментаторы этих событий назвали эти события «очередным ножом Казахстана в спину России».