Posted 4 июля 2022, 09:45
Published 4 июля 2022, 09:45
Modified 7 марта, 12:23
Updated 7 марта, 12:23
Александр Сычев
На сайте Flightradar появился новый летательный аппарат с позывными Zulu 82. Он возник в небе над военным полигоном ВВС США в Юме, штат Арканзас, 15 июня. В течение нескольких дней нарезал там круги, потом отправился вдоль американо-мексиканской границы, перелетел Мексиканский залив, долетел до центральноамериканской республики Белиз. К этому моменту он пробыл в воздухе 17 дней, а теперь возвращается в США. Летательный аппарат, привлекший внимание интернетовской публики – беспилотник Zephyr S компании Airbus.
Zephyr — сверхлегкий беспилотный летательный аппарат. В 2003 году его разработала и построила британская компания QinetiQ. Через пять лет Zephyr-6 поставил неофициальный рекорд продолжительности полета на высоте 19 тыс. метров – 82 часа. В 2010 году Zephyr-7, более тяжелая и крупная модель продержалась в воздухе 336 часов с минутами на высоте более 21,5 тыс. метров.
К этому времени американцы уже прилично сломали себе голову, размышляя над ответом на вопрос – а что делать, если противник серьезно проредит космическую группировку спутников? Логичный ответ – создать другие носители шпионского, ретрансляционного и прочего оборудования. Более дешевые и пусть даже они будут находиться ближе к Земле.
Стали присматриваться к аэростатам и прочим шарикам. Недостаток – маломобильные.
Компания Northrop Grumman построила большой беспилотник RQ-4 Global Hawk. Он сразу завоевал любовь американских военных и стал основным высотным самолетом ВВС США. Но в сравнении с Zephyr его достоинства блекнут. Беспосадочно он может летать чуть более 34 часов, а поднимается максимум до 18,3 тыс. метров.
И тут в Пентагоне обратили внимание на британскую разработку, как на возможность расширить свои разведывательные возможности, организовать дополнительную сеть связи и позиционирования на случай вывода из строя спутниковой системы. Компания QinetiQ организовала для военных чинов из Европейского (EUCOM) и Африканского (AFRICOM) командований США небольшой брифинг и расписала возможности своего беспилотника. Преимущество беспилотников серии Zephyr по сравнению со спутниками-шпионами заключается в том, что они могут находиться в нужной зоне неограниченное время и их легко перенаправить в любое другое место без необходимости посадки. Любые самолеты также уступают и по высоте, и по времени беспосадочного полета.
В 2013 году всю разработку в версии Zephyr-8 купила американская компания EADS Astrium, которая сегодня называется Airbus Defence and Space. Британский беспилотник Zephyr-8 включили в придуманную под него программу «Высотных псевдоспутников» (HAPS) под названием Zephyr S.
Беспилотник приводится в движение электродвигателем, который работает от солнечных батарей. В дневное время они питают двигатель и подзаряжают литий-ионные аккумуляторы, которые ночью берут на себя обязанность снабжать все системы самолета электроэнергией.
Размах крыльев Zephyr S достигает 25 метров, а масса – около 75 килограммов. Установленный потолок полета – 23,2 тыс. метров. Это означает, что самолет может все время оставаться над превратностями погоды и выполнять свои функции в интересующем районе практически неограниченное время со скоростью около 60 километров в час.
Перевозить самолет можно в обычном 40-футовом контейнере. После доставки требуется шесть часов, чтобы собрать и подготовить дрон к полету. Для взлета достаточно 46-метровой ровной площадки. Связь с дроном осуществляется через сеть спутников SATCOM.
Вес полезной нагрузки, которой можно обременить фюзеляж, превышает пять килограммов. Можно разместить любой набор датчиков, видео- и фотокамер, радаров, релейную станцию или система геопозиционирования для самолетов, кораблей, автотранспорта и даже высокоточных боеприпасов в случае, если противник вывел их строя систему глобального позиционирования GPS.
Перспективы завораживающие, но пока все еще продолжаются испытания. Специалисты выясняют, насколько надежны солнечные батареи, как долго Zephyr может находиться в воздухе, насколько он уязвим… Вопросов много. И они требуют однозначных ответов.