Александр Сычев
Осталось, правда, небольшое количество в 82-й воздушно-десантной дивизии, но сущие крохи по сравнению с полуторами тысячами машин в давно минувшую эпоху их господства в вооруженных силах Штатов. Новую машину создала компания General Dynamics Land Systems по программе Mobile Protected Firepower (MPF). Создание легкого танка – одна из 35 приоритетных направлений модернизации вооруженных сил США.
Первоначальный контракт на сумму 1,14 млрд долларов предусматривает производство 96 машин, название которым будет дано во время заседания Ассоциации Армии США в октябре. В декабре будущего года компания должна будет поставить первые 26 танков. В общей сложности планируется закупить 504 новых легких танка до 2035 года на 17 млрд долларов. Правда, в эту сумму включено также обслуживание машин в течение 30 лет.
В незыблемости этой суммы в Армии уже сомневаются. Материалы, требующиеся для изготовления танка – в дефиците, и цены на них быстро растут. Спрос на микросхемы также очень велик, но армейские генералы надеются, что Вашингтон поспособствует приобретению вне очереди и в достаточном количестве.
Предыстория этого проекта такова. В 2015 году Армия США пришла к выводу, что «век бронированной техники» все же не закончился, хотя стремительное совершенствование противотанковых систем, казалось бы, вынесло им окончательный приговор. К этому же времени полученный опыт использования основных боевых танков М1 Abrams в Ираке и Афганистане подвел к выводу, что, созданный для «большой войны» с Советским Союзом, он избыточен в локальных конфликтах. Нужно что-то поменьше, полегче и дешевле.
В объявленном конкурсе на разработку MPF приняли участие несколько компаний, из которых к 2018 году остались две – General Dynamics Land Systems и BAE Systems. Проекту последней армейские генералы явно благоволили. BAE Systems вытащила из закромов свой хорошо знакомый им проект легкого танка M8 Buford Armored Gun System, который армейские чины, поставившие крест на бронетанковой технике, перестали финансировать в 1996 году.
Тогда этим танком планировалось заменить еще служивший Sheridan. У M551A1, ветерана Вьетнамской войны, помимо моральной старости был серьезный конструктивный дефект. Его 152-миллиметровая пушка, пригодная также для стрельбы управляемыми ракетами Shillelagh, доставляла слишком много хлопот своей сложной и уязвимой конструкцией.
Однако BAE Systems не смогла вовремя предоставить переработанные прототипы, и армейское командование исключило ее из конкурса по программе MPF.
На тот момент у General Dynamics то ли не оказалось собственных плодотворных идей, то ли в компании решили пойти более дешевым путем, но на конкурс выставили старый австро-испанский проект боевой машины пехоты ASCOD. Машину массой 28 тонн в 80-х годах создали австрийская компания Steyr-Daimler-Puch Spezialfahrzeug AG и испанская Santa Barbara Sistemas. В 2003 году их вместе со всеми технологиями, наработками и идеями на корню приобрела General Dynamics.
Сначала, еще до объявления конкурса, американцы преобразовали ASCOD в бронемашину Griffin I, к которой чуть позже приладили более надежную броню – получился Griffin II. Вот эту то бронемашину General Dynamics и предложила развить в легкий танк.
Внешне танк выглядит как уменьшенная копия основного боевого танка Abrams. Дело в том, что конструкторы компании скрестили уменьшенную башню танка М1А2 и шасси ASCOD-2. С 22 тонн вес башни танка Abrams довели до восьми. В качестве орудия выбрали новую 120-миллиметровую пушку ХМ360.
Для снижения ее массы кроме новой высокопрочной стали используются также композитные материалы и титан. Это сделано для того, чтобы сбалансировать ствол и получить возможность оснастить его дульным тормозом. Вес получился 771 килограмм. Благодаря модульной конструкции, экипаж из трех человек может заменить поврежденные части орудия в полевых условиях.
Из новой пушки можно стрелять на дальность до 12 километров. Для этого разработаны специальные самонаводящиеся снаряды – кинетический MRM-KE, содержащий внутри длинный стержень, и кумулятивный MRM-CE с тандемной боевой частью. Снаряд MRM-KE имеет комбинированную систему наведения, включающую миллиметровый радар и полуактивную лазерную головку самонаведения. Снаряд MRM-CE снабжен двухрежимной комбинированной лазерной головкой. Обнаружение загоризонтных целей и целеуказание предполагается осуществлять с беспилотных летательных аппаратов T-Hawk и Fire Scout.
В дополнение к пушке танк оснащен 7,62-миллиметровым коаксиальным пулеметом M240 и командирским крупнокалиберным пулеметом на башне.
По утверждению конструкторов в башне сохранен практически полный набор оборудования, присущая танку М1А2SEPv2 Abrams — система управления огнем, тепловизор, дисплеи высокой четкости, возможность программировать многоцелевые боеприпасы и управлять дроном.
Легкий танк оснастили немецким восьмицилиндровым дизельным двигателем мощностью около тысячи лошадиных сил, гидромеханической трансмиссией и коробкой скоростей на четыре передачи вперед и две назад.
Конструкторы не уложились только в одно требование конкурса. Армия хотела получить легкий танк, который весит около 20 тонн, чтобы можно было перебрасывать их по воздуху – несколько штук одним бортом, и сбрасывать с парашютами. Боевая масса нового танка достигает 38 тонн. Это, конечно, значительно меньше Abrams (70 тонн), но на 20 тонн тяжелее, чем ушедший в отставку M551A1. Грузовой самолет C-17A Globemaster III сможет перевезти пару таких танков, но от их десантирования военные отказались.
Первую партию танков планируется распределить между четырьмя батальонами, которые будут обеспечивать дополнительную бронированную огневую мощь пехотным бригадам. Сегодня эти бригады располагают лишь легкими тактическими машинами Hammer, вооруженными крупнокалиберными пулеметами 12,7 миллиметра, 40-миллиметровыми автоматическими гранатометами Mk19 и противотанковыми ракетами TOW.