«Чем занималась наша страна в последние двадцать лет, а на самом деле, в последние сто лет –тем более, в теме автомобилестроения. Мы занимались заимствованиями и, в общем, всегда понимали, что иномарка получается лучше.
Принцип, по которому строилась наша индустриализация, мы брали некую технологию, которая на тот момент казалась нам неплохой – не лучшей, а просто неплохой, и была по карману.
…У нас были немцы на поводке, корейцы, японцы, шведы, все иностранцы, которым мы диктовали: «Нам, быстренько, завод, нам вот эту модель, и ещё вот тут вот пару заводиков, пришлите нам, значит. Что у вас тут – завод двигателей? Сойдёт. Завод глушителей – нормально! Завод сидений – тоже хорошо. Так шинный завод? Два шинных завода, нет, слушайте, три!»
И иностранцы на нас работали, а мы за это время не делали ничего. Вообще ничего.
Ну, мы пилили бюджеты, мы ездили за границу, мы приезжали к иностранцам и говорили: «Значит, так, вот чтобы вы нам построили, в России, завод, вы мне за это какую взятку дадите? Потому что это же вам нужно, чтобы у вас в России был завод, а не мне, русскому, представителю министерства, нужно, чтобы у меня, в России, был ваш завод. Так что вы мне заплатите, давайте откат, давайте, а нет – так я вас специнвестконтрактом накажу, потому что он непрозрачный и правила игры я всегда пересматриваю».
И вот в этом приятном климате бизнеса мы дошли до удивительного дня, когда вдруг ничего не произошло, ну, там, на Украине, какая-то спецоперация, в эту ночь самураи решили перейти границу реки, но в целом мы как был очень инвестиционно привлекательными и одним из самых потенциальных рынков на планете Земля, так и остались, но почему-то иностранцы этого не поняли.
…Заграница от нас уехала и забрала с собой только своё. А это оказалась вся, целиком, под ключ, наша автомобильная промышленность. У нас нет производства автомобилей, у нас нет производства комплектующих, у нас производства, и технологий, и материалов – ничего. У нас нет коробок автоматов, у нас нет двигателей, нет электроники, нет АБС, у нас ничего нет. Оно всё, почему-то, оказалось чужое.
А мы же были страной, которая делала всё: утюги, космические корабли, автомобили. Плохонько, кривенько, но мы делали. Но в последние тридцать лет мы же этим не занимались, мы не построили ни одного завода: у нас нет завода коробок передач, двигателей, у нас есть убогие технологии на старых заводах, которые никто не собирался модернизировать.
И сейчас, когда от нас ушли иностранцы, а это 97 % нашего производства, у нас ничего не осталось И когда сейчас речь идёт об импортозамещении: со времён Петра I нам это не удалось. Мы пытались, не получалось. Вряд ли получится теперь».
Целиков видео с участием Сергея Асланяна можно посмотреть здесь.