Posted 30 июня 2022, 14:14
Published 30 июня 2022, 14:14
Modified 7 марта, 12:27
Updated 7 марта, 12:27
Иван Зубов
Как известно, пандемия коронавируса катастрофическим образом повлияла на объем мировых авиаперевозок, вынудив авиакомпании увольнять летный персонал. Ситуацию усугубили события в Украине. Причем, поскольку для отечественных самолетов фактически оказались закрытыми многие аэропорты мира, а для западных – небо над Россией. В итоге социальные сети полны жалоб на задержки и отмены рейсов и российских, и зарубежных.
По сравнению с допандемическим нынешнее положение выглядит просто ужасающим. Вот только несколько жалоб пассажиров за последние дни:
- Летим домой через Берлин, потому что прямых рейсов до Парижа нет.
Но это все ничего по сравнению с тем, как летают рейсы в Россию.
Рейс свекрови отложили на 9 часов. А рейс других наших знакомых, которые хотели вернуться в Питер, вчера просто отменили, и сейчас они мечтают вернуться обратно, с тремя детьми, хоть как-нибудь.
- Вчера получила письмо от Lufthansa. Просят заранее прощения за плохое обслуживание. Объясняют это нехваткой персонала после увольнения во время ковида. Написали, что в ближайшие месяцы будет так же.
- Я ориентируюсь на то, что это чудо, что мы летаем. Ну да, есть неудобства при этом. Раньше это был плохой Wi-Fi, а теперь равнодушие. Но это же ерунда (для меня) по сравнению с этим чудом.
- Я не понимаю - а что случилось с авиаперевозками? Ну ладно в России - это логично. Но также не летает Европа, Америка и даже Южная Америка.
Рейсы откладывают сутками без объяснений и компенсаций. Те, что летают - летают с дичавшими задержками. Что я пропустила?
В ответ на эти жалобы эксперты предупреждают, что проблемы еще только начинаются.
К примеру, специалист по авиаперевозкам Ирина Кузнецова пишет:
В этой ситуации сложилась такая комбинация: 1). соотношения грузо и пассажирских - все переориентировали на груз, потом возобновились пассажирские. Они обычно спонсируют груз. Но сейчас наоборот. Цена на груз утроилась, а на пассажирские осталась. Переориентация обратно идёт медленно - это не по рейсам, а тех процессам 2). главная на сегодня - люди. За время пандемии около 20-30% персонала разошлись по другим работам. Особенно там, где требовали вакцины. Найм обратно идёт замедленно. Например, потому что каждый, даже работник багажа, должен пройти всестороннюю проверку. 3). COVID не кончился – недоукомплектованны смены, а это часто 5–10% отменённых рейсов.
Что же касается грузовых перевозок, то тут восстановление идет полным ходом, потому что все более дорогое или портящееся везут самолетом - разница в 5-8 недель это много для рабочего капитала. Кроме того, при морских перевозках нельзя обеспечить такой же уровень защиты. Так что, например, телефоны и айпэды везут самолетом, а крышки для айпэдов морем. Футболки и прочие товары широкой продажи - морем, товары от «Диора» - самолетом. Лекарства, практически все, за исключением недорогих вакцин, самолетом. Во время пандемии грузовые перевозки давали около трети выручки авиалиний.»
Со своей стороны, авиационный сервис FlightRadar24 приводит 4-летнюю статистику количества перелетов, из которой видно, что показатели 2022 года уже несколько утратили повышательный темп начала года. Впрочем, к уровням «доковидного» 2019 года динамика текущего года по-прежнему сохраняет практически неизменный отрицательный спрэд.
В условиях ограниченного воздушного пространства над Россией (включая, также, и сокращенное количество непосредственно российских авиарейсов) и полного бана неба Украины заметно выросли косты перелетов в Азию, так, например, недавно финская АК Finnair заявила о серьезном ухудшении своего финансового положения из-за удорожания азиатских рейсов. В статистику «коммерческих полетов» входят: пассажирские полеты + карго + чартеры + некоторые бизнес перелеты.
Впрочем, авиакомпании ищут и находят выход из положения. К примеру, такой: самый большой пассажирский авиалайнер в истории, снятый с производства в 2019 году, переживает возрождение на фоне повышенного спроса на авиаперевозки, пишет Bloomberg. Это двухпалубные самолеты Airbus А380 Super Jumbo, вмещающие более 500 человек.
Напомним, что свой первый полет А380 совершил в 2005 году и покорил пассажиров своим невероятным размахом — расстояние между его крыльями почти достигает размера футбольного поля. Всего за 14-летнюю историю производства двухэтажных А380 был выпущен и поставлен заказчикам 251 самолет, однако, многие авиакомпании быстро отказались от подобных самолетов из-за высоких расходов на эксплуатацию.
К примеру, в июне 2020 года, в разгар пандемии коронавируса, авиакомпании выполнили всего 43 пассажирских рейса на самолетах A380.
Внезапное восстановление пассажиропотока вдохнуло новую жизнь в эти самолеты. По данным Cirium, в июне 2022 года запланировано почти 4000 регулярных рейсов с использованием Airbus Super Jumbo, а на январь 2023 года – 6000 рейсов. Крупнейшие авиакомпании мира предпочитают использовать его для популярных дальнемагистральных рейсов. Так, А380 компании Emirates курсирует по рейсу «Москва — Дубай». Самолеты Super Jumbo способны снизить нагрузку на аэропорты, сокращая общее число рейсов, для обслуживания каждого из которых требуется время и ресурсы.
Правда, эксперты предупреждают, что если нынешний всплеск на авиаперевозки угаснет, а цены на топливо останутся высокими, то перевозчики снова могут столкнуться с трудностями при оправдании издержек на такие огромные самолеты.