«До начала известных событий, половина импорта – того, что мы импортировали, - была лишней.
Потому что мы, уничтожая своё производство, импортировали то, что сами прекрасно, без всякого напряжения, могли производить сами.
Вот эту половину нужно вернуть.
Для этого нужно восстановить соответствующие производства, они достаточно простые, в массе своей.
Но для этого нужен, во-первых, дешёвый кредит, а это означает ограничение произвола монополий. нужен разумный протекционизм - о есть ограничение не нужного для нас импорта, в первую очередь, разумеется, пошлинами импортными. Нужно снижение издержек, чтобы у нас сталь была, внутри страны, не по цене золота.
Самый простой способ – национализация отраслей, которые обеспечивают материальные затраты для сложных производств.
Что касается остального – не нужно пытаться самим производить всё. Нужно самим производить всё, что возможно. В каких-то отраслях это будет 100 %, в каких-то – 10 %. У нас же никто не знает, что у нас есть.
У нас тут дружный писк был по поводу того, что мы не можем производить чипы. Выяснилось, что уникальные станки, которые в мире производят по 5-6 штук в год одна единственная фирма по производству этих самых чипов компьютерных, у нас их в стране три. Просто они никогда никому не были нужны, теперь это иначе.
Если брать основу, то, безусловно, нужно нормализовывать образование и здравоохранение. Потому что уничтожение людей, которым занимаются две эти сферы, ни с каким нормальным существованием не совместимо.
Три месяца назад я слышал, что через три месяца у нас самолёты летать не будут. Знаете, я позавчера летал, и послезавтра полечу.
Самолёты, собранные из нескольких, у нас будут через несколько месяцев. Но, учитывая общее падение масштабов перевозок, никаких проблем, если честно, я в этом не вижу.
На самом деле у нас сейчас достаточно много сейчас делается. Даже в условиях отсутствия кредитов и незащищённой частной собственности, в условиях произвола монополий – люди берут в аренду мощности и начинают производить то, что раньше производить было нельзя, но на что сейчас имеется лютый спрос, - разного рода простые детали.
А что можно сделать быстро – это дешёвый кредит. Это можно сделать прямо сейчас. Для этого нужно ограничить финансовые спекуляции. Это достаточно простая, хотя и достаточно жёсткая вещь.
Более того, в условиях истерики, которая у нас была в начале марта, ограничение финансовых спекуляций сделали, просто это было сделано не системно и истерички, а сейчас это откатывают назад, это неправильно.
Два решения. Первое: процентная ставка Банка России – 0. Решение второе: структура банковских активов регулируется тем же самым Банком России».
Целиком выпуск можно посмотреть здесь.