Posted 28 июня 2022, 13:41
Published 28 июня 2022, 13:41
Modified 7 марта 2024, 12:07
Updated 7 марта 2024, 12:07
Иван Зубов
Социальные сети взволновала весть о возможном закрытии «Гоголь-центра», по праву ставшего за короткую историю своего существования самым модным театром Москвы. Слухи о его закрытии пошли еще месяц назад. Тогда журналист Дмитрий Гражевич уже обратил внимание на странности, происходящие вокруг «Гоголь-центра», особенно после отъезда его основателя и руководителя Кирилла Серебренникова за границу.
«Операция ликвидация» «Гоголь-центра», пишет Гражевич, была задумана в конце апреля, но немного затянулась по причине общественного внимания к ней. Надо бы поднять снова волну, чтобы Кибовский (руководитель департамента культуры Москвы) и компания либо уже поставили точку в этом деле, либо снова немного приглушили фитиль.
У худрука «Гоголь-центра» Алексея Аграновича и у директора Алексея Кабешева 4 июля заканчиваются контракты. Велик шанс, что их не перезаключат и поставят кого-то более удобного, тем самым уничтожив, наверное, самый смелый и популярный московский театр . И видимо это не просто слух.
А на прошлой неделе искусствовед Ксения Коробейникова и телеканал RTVI тоже сообщили со ссылкой на свои источники, что «Гоголь-центр» могут закрыть. В пресс-службе театра отреагировали на слухи, заявив, что не могут их опровергнуть.
«Гоголь-центр» хотят закрыть. Пока подбирают официальную причину, но на деле — театр без Кирилла Серебренникова особо не нужен. Мой собеседник в депкультуры обнадежил, что труппу не распустят, и худрук Алексей Агранович подыскивает место для репетиций и спектаклей», — написала Коробейникова в своем канале.
Телеканал RTVI при этом утверждает, что московские власти рассматривают также и вариант слияния «Гоголь-центра» с другим культурным госучреждением столицы. Решение о преобразовании театра было принято после отъезда основателя театра Кирилла Серебренникова за рубеж в начале весны, уточняет собеседник.
Наконец вчера, 27 июня «Гоголь-центр» сам сделал заявление, адресованное зрителям, но, на самом деле, городским властям. В нем, в частности, сказано:
«В последнее время нам часто поступают вопросы про закрытие театра.Мы не можем опровергнуть эти слухи, так как до сих пор у нас нет информации о продлении контрактов Художественного руководителя Алексея Аграновича и Директора Алексея Кабешева. (…) За последние 1,5 года театр выпустил 7 премьер. (…) Средняя заполняемость залов за 1,5 года — 92%. За 2021 год, несмотря на коронавирусные ограничения, театр заработал 146 млн. рублей (при бюджетном финансировании в 146 млн. рублей).
За первое полугодие 2022 года театр уже заработал 162 млн. рублей, (при бюджетном финансировании в 154 млн. рублей). Мы счастливы работать в одной команде и считаем вас, наших любимых зрителей, ее самой важной частью…»
Увы, это сообщение оптимизма поклонникам театра не добавило:
Гражевич пишет по этому поводу:
«...Когда ушел Серебренников, то уже было все ясно. Жалко актеров - это была команда Серебренникова. Не все же хотят или могут уехать. Как-то некрасиво получается…»
Ситуацию усугубляет еще и то, что основатель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, уехав после снятия судимости из России, сделал ряд заявлений не очень приятных нынешней российской власти. А кроме того, еще и представил на кинофестивале в Каннах свою новую работу под названием «Жена Чайковского». И этот фильм вряд ли бы одобрили российские власти.
Обозреватель «Коммерсанта» Дмитрий Дризе сообщает, что проблемы не только у «Гоголь-центра»:
«Несколько печатных изданий сообщили, что в ряде столичных театров грядут перемены. Речь идет о «Современнике», «Школе современной пьесы» и «Гоголь-центре». Причем, если в первых двух случаях обсуждаются кадровые изменения, то в последнем не исключается еще и физическая трансформация — якобы ему собираются вернуть старое название «Театр имени Гоголя», а то, может быть, и вовсе мы увидим процесс объединения «Гоголь-центра» с неким другим подобным культурным учреждением. (…)
В этой связи есть один большой вопрос: куда пойдет нынешнее российское искусство, в том числе современное? (…)
Дело в том, что искусство не всегда укладывается в заданные рамки и не поддается импортозамещению. А вдруг уважаемая публика перестанет ходить в театры, а искусство уйдет в «серую» зону, вернутся полуподпольные капустники?
Возникает большой риск вообще остаться без театрального — равно как и всякого другого — искусства…»
Ну и поклонники театра не оставили его своей поддержкой в комментариях:
- Вы прекрасные! Ваши спектакли, ваши актёры и режиссёры, вся ваша команда, ваше прекрасное и модное здание с красными акцентами, вы - лучший московский театр!
- Любимый Гоголь-центр, настоящий герой нашего времени. Вы - сильнейшая поддержка во всех жизненных невзгодах. Бесконечное уважение вам и любовь в сердце к вам навсегда.
- Грустно, но такова плата зрителей за многолетнее «я не высказываюсь о политике»…