Posted 24 июня 2022, 08:52
Published 24 июня 2022, 08:52
Modified 7 марта, 12:09
Updated 7 марта, 12:09
Екатерина Максимова
Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем:
-Нынешний экономический кризис - он довольно масштабный. Банальная связь между ценой на энергию и ценой на товары, которую даже первокурсники знают, она была как-то проигнорирована. Всем казалось: ну да, нефтяные компании могут пострадают, а, быть может, наоборот выиграют на играх с ценами, и ничего больше не произойдет. То, что это база, основа всех других экономических отраслей все понимали, но как-то не воспринималось как предмет расчета, по-моему.
Любой экономический кризис создает условия для политического кризиса, но чтобы был политический кризис, нужны не просто сложные социально-экономические условия, нужна структура, которая сможет этим воспользоваться. Как Высоцкий пел: «Нам вождя не доставало, настоящих буйных мало - вот и нету вожаков».
Кризис, во-первых, не всегда переходит в недовольство, потому что тяжелые условия как-то можно объяснить людям, уговорить, сказать: подождите, подсобите, будет хорошо. А, во-вторых, даже если есть недовольство, то его еще надо канализировать с помощью сильной оппозиции. Я не вижу такого ни у нас, ни там.
Сергей Суверов, инвестиционный стратег УК "Арикапитал":
-Кризис будет долгим, может продлится несколько лет. Проблема в том, что ухудшается макростабильность - будет дефицит бюджета, вырастет госдолг, при том что возможности заимствовать за рубежом ограничены, потенциал есть у импортозамещения, но оно неизбежно приведёт к снижению качества товаров для потребителей, качество жизни населения ухудшится. Валюта вступает в период усиленной нестабильности.
Доктор экономических наук Евгений Гонтмахер в интервью «Новым Известиям»:
-Это может длиться не один год. Тут гадать бессмысленно, потому что мы очень серьезно зависим от внешних обстоятельств. Даже при таком колоссальном количестве санкций, которые постепенно делают нашу экономику более слабой, примитивизируют ее, но экономика будет существовать. Только это будет напоминать 90-ые годы. И народ как-то будет выживать. Но приготовьтесь: это на годы. В 90-ые у нас был затяжной хронический кризис. Это тоже были годы падения реальных доходов населения, их некоторого восстановления, а потом резкого падения из-за дефолта 1998 года. И это длилось 10 лет.
Валерий Миронов, заместитель директора Института "Центр развития" НИУ ВШЭ:
-В основных чертах все оценки показывают на 2022–2023 гг. достаточно схожую картину: глубокий спад производства (от -5% до -8%) и резкий скачок цен в 2022 году, "остаточную" рецессию и инфляцию в 2023 году, после чего наступит относительная стабилизация в последующие годы (на уровне 2-2,5% - по нашему консенсус-прогнозу и примерно 3,5% - по официальным прогнозам).
С учетом описанных статданных и предпринимательских опросов за май-июнь, когда сильного ухудшения по сравнению с мартом в целом не произошло, на мой взгляд, растет вероятность нового сценария более растянутого кризиса с меньшими, чем казалось изначально, темпами падения ВВП в текущем году, но с продолжением заметного падения ВВП в следующем, когда иссякнут накопленные ранее товарно-материальные запасы и в полную силу заработают санкции в форме ограничений экспорта нефти, введение которых вероятно в конце текущего года.
Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора "Открытие Инвестиции":
- Уровень жизни 1985 года восстановился примерно в начале 2000-х гг. Если этот кризис окажется не циклическим (как в 2008 г), а структурным - лет через 15.
Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам":
- Ближайшие два-три года могут быть наиболее сложными. Прямые аналогии тут не работают, но за 2012–2021 годы среднегодовой рост ВВП Ирана составил всего 0,58%, а ВВП Ирана на душу населения за 2012–2020 годы, по данным Всемирного Банка, снизился почти на 70%.
Марат Сафиулин, управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров:
-Ответ на этот вопрос зависит от того, что считать признаком выхода из кризиса. Если критерием выхода считать динамику ВВП, например, рост ВВП на протяжении 2-3 кварталов, то здесь вполне может идти речь конце 2023-го – в 2024 году. (Оптимизм по 2024 году есть в прогнозах Минэкомразвития). Впрочем, во многом динамика ВВП зависит от глубины падения, которое испытает экономика в этом году.
Можно также обратиться к иранской "аналогии", где экономика двинулась в северном направлении примерно через 5 лет после революции и начала санкций. Но у нашего южного соседа вход в санкции был значительно более растянутым.
Если ориентироваться на восстановление ВВП уровня 2021 года, полагаю, что потребуется не менее 5-6 лет. Правда, в этом случае надо понимать, что структура национального ВВП может за эти годы существенно измениться. Кстати, в Иране дореволюционный ВВП восстанавливался 15 лет.
Наконец, сроки восстановления конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке могут быть более длительными.
Санкционные ограничения в любом случае вызовут сдвиг экономического развития в сторону внутреннего рынка. В этой связи повысятся риски технологического отставания российской экономики. Если обращаться к иранскому примеру, то такое отставание налицо, несмотря на то, что временами экономика страны развивалась очень быстро.
Но все эти прогнозы условны, поскольку предполагают сохранение санкционных ограничений на сегодняшнем уровне. Будем надеяться, что санкции с нами не на всегда.