Александр Дыбин
Изначально мероприятие называлось Challenge Moscow и должно было пройти в прошлом году. Это любительский старт по триатлону в рамках мировой серии Challenge. Планировался маршрут по Садовому кольцу и набережным Москвы-реки. Но в 2021 году соревнования перенесли на год из-за пандемии коронавируса. Уже в этом году из-за санкций и международной обстановки головная компания запретила проводить соревнования под своим брендом, тогда старт переименовали в Intercontinental Cup и продолжили подготовку. Были получены согласования от властей Москвы на перекрытие центральных улиц и обеспечение безопасности. Но неделю назад организаторы сообщили, что останавливают подготовку из-за того, что федерация триатлона России (ФТР), которую возглавляет Ксения Шойгу, в последний момент отказалась согласовывать мероприятие.
Организатор турнира Екатерина Ледокол провела эфир с участниками и сообщила, что федерация триатлона не стала согласовывать старт, сославшись на запрет со стороны мировой федерации. Но запрет касается профессиональных спортсменов, распространяется ли он на любителей – не ясно. Ледокол обещала прояснить этот вопрос и вернуться к организации старта в течение месяца. Но учитывая, что соревнования должны были состояться 26 июня, провести их в срок не получится.
«Невозможность ФТР согласовать наш старт стала препятствием для дальнейшей работы штаба, - сообщили организаторы, - это согласование в общем пакете документов требует Москомспорт для оказания содействия в части представления машин тяжелой техники для перекрытия улиц, а также формирования отрядов охраны общественного порядка из числа сотрудников Росгвардии. Именно профильные ассоциации, аккредитованные в Минспорте, вправе давать такие документы. В настоящем релизе ФТР ссылается на консультации с Challenge Family, однако таких консультаций проведено не было».
Организаторы старта сообщили «Новым известиям», что ФТР должна была прояснить в международной федерации вопрос о любительских соревнованиях.
«Федерация триатлона не соблюла процедуру, не подала отдельно нашу заявку в международную федерацию и не выяснила, есть ли основания не поддерживать этот старт, - сообщила «Новым известиям» Екатерина Ледокол, - санкции в отношении ФТР связаны с тем, что у пяти профессиональных спортсменов был зафиксирован допинг, поэтому федерация не имеет право проводить профессиональные старты. О любительских стартах речи не было. На наш взгляд нужно было приложить все усилия, чтобы мероприятие прошло все процедуры и состоялось. Никаких доказательств, что нас нельзя было поддержать, предъявлено не было. Мы готовы содействовать ФТР, если нужна правовая помощь. Сейчас страдают спортсмены, многие собирались лететь из дальних регионов, заранее бронировали билеты, отели, для себя и семей. Нужно было найти какое-то решение. Этот старт мы готовили сами без финансовой поддержки ни от государства, и ни от федерации».
В федерации триатлона России заявили, что следуют предписаниям всемирной федерации, которая наложила санкции на российскую сторону.
«В соответствии с прошлогодним решением исполкома всемирной федерации триатлона по итогам рассмотрения антидопинговых нарушений в России, в 2022 году запрещено проведение международных триатлонных стартов под эгидой Европейской и Всемирной федераций триатлона. Также World Triathlon официально рекомендовал ФТР отказаться от организации или согласования любых других международных стартов в России в 2022 году, - сообщили в ФТР. - В связи с этим не представляется возможным поддержать согласование триатлонного старта Triathlon International Cup. Это может повлечь более суровые меры в отношении российского триатлона».
При этом в ФТР заявили, что организаторы московского старта могут провести соревнования и без участия федерации.
«Мы не согласовали проведение старта, но это не означает его отмену. Организатор сам берет на себя ответственность по проведению старта и всем оргвопросам, если будет пройдено согласование с органами власти, - сообщили в ФТР, - в связи с санкциями World Triathlon на территории России не имеют право проводить международные старты и ФТР не может идти против правил World Triathlon. Также компании Ironman и Challenge запретили под своей эгидой проводить старты в России».
События вокруг Intercontinental Cup вызвали бурную реакцию участников, многие из которых внесли деньги за участие в соревнованиях еще в прошлом году. Полноценный пакет участника стоил 27600 рублей, причем платежи за слоты принимались до самого последнего момента.
«То, что происходит это очень неприятно, так как все атлеты готовятся к таким мероприятиям и ожидают от организаторов добросовестной работы, - сообщил «Новым известиям» один из участников соревнований, - если есть проблемы, это озвучивается и стараются найти решение. Как минимум возвращаются средства, причем должны это сами предложить. Учитывая, что это не первый раз, когда они не смогли провести мероприятие. Все комьюнити над этим смеется. На рынке есть куча организаторов, которые признают ошибки и ищут выходы. Участники уже не вникают правда, то что они говорят или нет, или нет. Когда постоянно недоговаривают, становится безразлично. Верните деньги, разберитесь, когда все согласуете, мы к вам снова придем».
По словам опрошенных «Новыми известиями» спортсменов, в похожей ситуации оказались организаторы любительского триатлонного старта Ironman в Санкт-Петербурге. Западный владелец бренда запретил проводить старт под своим именем. Но та же команда организовала старты «Медный всадник». Купившим слоты на Iron Man предложили либо вернуть деньги, либо перенести их на «Медный всадник», причем с дисконтом, так как из стоимости ушла плата за бренд. Интересно, что триатлонную гонку в Петербурге как раз поддерживает Федерация триатлона России. На сайте мероприятия и ее социальных сетях есть указания, что старт проходит под эгидой ФТР. Почему такого не произошло с Intercontinental Cup, хотя ситуации выглядят зеркальными, не ясно.
Триатлеты, купившие слоты на Intercontinental Cup, объединились в чат в Telegram, где обсуждают подачу иска о возврате средств. Сейчас в чате более 240 человек. Часть спортсменов иностранцы, которые не понимают, как смогут взыскать свои деньги и куда обращаться.
Организаторы мероприятия уже заявили, что не планируют возвращать средства, так как произошедшее является форс-мажором и будут готовы предоставить слоты, когда и если соревнование все же согласуется, либо на другой площадке.
«В оферте был пункт о форс-мажорных обстоятельствах, - сообщила Екатерина Ледокол, - это выпуск пресс-релиза федераций и введение санкций, мы это предположить не могли, этот пункт относится к обстоятельству, освобождающему организаторов от ответственности. Законом РФ не предусмотрен возврат. Мы будем взаимодействовать и ждать решения международной федерации и после него будем формировать позицию».
Екатерина Ледокол в беседе с «Новыми известиями» уточнила, что гонка «Медный всадник» вышла из-под санкций, так как полностью отказалась от международного формата.
«Как нам сообщили, у нас сохранилось английское наименование, и главное, что старт остался международный, от чего коллеги из Санкт-Петербурга ушли. Кроме того, у нас сохранился стартовый пакет Challenge. Это было сделано для того, чтобы не тратить деньги на формирование новых пакетов и собирать повторно плату. Если бы мы получили рекомендации в феврале, когда уже было известно о запретах для ФТР, то у нас было бы больше возможностей по иному все сформулировать и сделать. А за три недели до старта, думаю, общая задача была сохранить старт, потому что это важно участникам. Многие из триатлетов не имеют возможности лететь на иностранные старты. Какие-то соревнования не принимают россиян, какие-то применяют, но лететь очень сложно и дорого. Участники нам очень дороги. Но насколько все процедуры будут пройдены, насколько чиновники отработают свою часть, мы гарантировать не можем. Есть поручение президента: 70% населения должны быть вовлечены в спорт и нам надо сконцентрироваться всем вместе, чтобы такое уникальное событие состоялось».
По словам Екатерины Ледокол, организаторы не бросают мероприятие и пытаются согласовать его снова, но сроки сейчас назвать никто не может:
«Сейчас мы работаем над сохранением старта, выясняем все обстоятельства, если санкции были введены в ноябре, то почему мы только за три до мероприятия получили такой релиз, о том, что ФТР не может нас поддержать, - говорит она, - сейчас мы рассматриваем разные гипотезы, в том числе переформатирование мероприятия, но на все варианты нужно время, так как нужно пройти весь путь заново. Мы сможем сохранить событие и просим поддержки общественных организаций. Мы могли бы стать площадкой нового диалога, так как ждали 22 страны, через такие старты можно выстраивать спортивный имидж в России. Да в любительском старте, но это были бы позитивные новости, показать, что такие события могут проходить у нас».