Россия может лишиться эксклюзива на морской путь в Арктике из-за таяния льдов

22 июня 2022, 19:09
Сейчас Северный морской путь контролируется Россией. Но уже к 2035 году таяние морского льда может привести к открытию новых проходов, и суда зарубежных стран смогут плавать по Ледовитому океану, не заходя в российские воды.

Северный морской путь – маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком – один из трех существующих путей, по которым суда могут проходить через Арктику. Он простирается от Карского моря до Берингова пролива, охватывая большую часть арктической береговой линии России. СМП контролируется Россией, и, хотя уже более 30 лет открыт для международных грузоперевозок, трафик невелик: объем перевозок за весь прошлый год равняется одному-двум дням перевозок через Суэцкий канал. Важными обстоятельствами, тормозящими рост трафика, зарубежные перевозчики называют бюрократические препоны со стороны России. Как говорит один судоходный оператор: «Мы не боимся айсбергов. Мы боимся айсбергов российской бумажной волокиты». Но вскоре ситуация может измениться, пишет NewScientist.

Право России на Севморпуть закреплено Конвенцией ООН по морскому праву, которая наделяет страны юрисдикцией над водами, покрытыми льдом, которые находятся в пределах 200 морских миль (300 километров) от их побережья. Этот район называется исключительной экономической зоной. Ученые из Университета штата Мэн, исследование которых появилось в журнале PNAS, смоделировали несколько сценариев будущего, зависящих от таяния льдов и повышения уровня моря, и обнаружили, что все они связаны с изменением юрисдикции для арктических судоходных маршрутов. Любой сценарий, кроме самого утопического, приведет к открытию маршрута через международные воды над Северным морским путем. Самое раннее это случится в 2035 году, самое позднее в 2065-м. По крайней мере месяц в году вода на этом маршруте будет свободна ото льда, и плывущие по ней суда не будут подпадать под ограничения, введенные Россией в отношении Северного морского пути.

Правда, есть одно но. Такой прогноз предполагает, что Россия и другие государства продолжают соблюдать международные нормы и законы на море, а эксперты сомневаются в этом. «У меня нет большой уверенности в том, что Россия остановится на границах своей исключительной экономической зоны в том, что она считает своим правом применять свою юрисдикцию над покрытыми льдом водами», – говорит Скотт Стивенсон из американского аналитического центра RAND Corporation.

Специальная операция России в Украине повлияла и на работу в Арктике. В марте семь из восьми стран приостановили свое участие в Арктическом совете, где председательствует Россия, и международные проекты освоения Северного полюса теперь под вопросом.

#Грузоперевозки #Новости #Судоходство #Наука #Потепление климата #Крайний Север #Глобальное потепление #Арктика #Северный морской путь
Подпишитесь