«Это были единственные шесть лет, когда мужика перестали просто тотально грабить.
И, знаете, какой был результат? У нас, по статистике, к концу НЭПа 70 % деревни это середняк и кулак.
Представляете, как деревня всего за несколько лет поднялась! И это на фоне всего кошмара, который был. За шесть лет. Это невиданный результат.
Это, конечно, дало возможность привлечь иностранный капитал, и через них хоть какие-то технологии. Это стимулировало частную инициативу.
…Единственный период, когда общине дали возможности, чтобы она сохранилась и включилась – это через кооперацию.
И НЭП, в этом смысле… Вот с февраля 1917 года по март 1918 года кооперация в деревне достигла 80 %. И НЭП, по сути дела, возвращаясь к этой традиции, давал возможности реализовать вот эту русскую модель капитализма, ничуть не уступающую по потенциалу западному варианту.
А к моменту перестройки, когда кооперативов было, как грибов, община была уже уничтожена. Я вижу, конечно, трагедию в том, что община, как самоуправление, была уничтожена. Поэтому перестройка могла быть только воровская. Уже не было соответствующего опыта и традиций.
И сейчас общины у нас нет. Но, тем не менее… Надо понять потенциал НЭПа, какие возможности он раскрывает…
Кстати, на юге России, там, где чернозёмы возможны, там, где ещё крестьянство не уничтожено…
Вот общины нет, а менталитет общинный, хочешь не хочешь, а всё равно сохраняется. Даже независимо от наших национальностей. Любви все возрасты покорны… Независимо от нашего социального статуса – интеллигенция – не интеллигенция.
«А жизнь прошла, как не было, не поговорили». Это пишет этнический еврей – Юрий Левитанский, «схватывая» общение, как саму ценность. Не бизнес, а общение, как сама ценность.
Общинный менталитет – сохраняется. И это можно использовать. Есть соответствующие сферы приложения.
Большевики предлагали очень много форм общения с этим рынком. Они разные и они не все были реализованы. Но это тоже очень интересно и можно было бы использовать.
Вообще, я вам скажу так: даже из негативного опыта всегда нужно учиться. И если мы не научимся этого делать, то мы потерпим историческое фиаско.
Продвижение и развитие возможно только при адекватной оценке прожитого опыта, даже негативного.
Хотя бы для того, чтобы сказать: я этой дорогой не пойду. Мы пойдём другим путём».
Целиком выпуск с участием Германа Артамонова можно посмотреть здесь.