Posted 20 июня 2022,, 13:43

Published 20 июня 2022,, 13:43

Modified 7 марта, 12:12

Updated 7 марта, 12:12

Отделиться-то просто, а вот присоединиться… Как решить проблему сепаратизма

Отделиться-то просто, а вот присоединиться… Как решить проблему сепаратизма

20 июня 2022, 13:43
Фото: Соцсети
По международному и российскому законодательству, вопрос для присоединения части территории одного государства к другому осуществляется исключительно на основе договора между этими государствами.

Сергей Баймухаметов

Мировая и российская пресса цитирует, обсуждает выступление на Петербургском экономическом форуме президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева - о признании или непризнании самопровозглашенных республик.

«Подсчитано, что если право наций на самоопределение в реальности будет реализовано, то вместо 193 государств, входящих в состав ООН, на земле возникнет более 500 или 600 государств, конечно же, это будет хаос. По этой причине мы не признаем ни Тайвань, ни Косово, ни Южную Осетию, ни Абхазию. И, по всей видимости, этот принцип будет применен и в отношении квазигосударственных территорий, коими, на наш взгляд, являются Луганск и Донецк».

Сепаратизм - очевидная примета XX и XXI веков

Речь не только о событиях, которые происходили и происходят в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Добрая старая Европа тоже захвачена центробежным процессом… Шотландия в Великобритании, Страна басков и Каталония в Испании - постоянные очаги напряженности.

«Современное международное право - это устав ООН, - развил свои рассуждения президент Токаев. - Но два принципа ООН пришли в противоречие - это целостность государства и право нации на самоопределение. Эти принципы противоречат друг другу, есть разные трактовки».

Здесь Касым-Жомарт Токаев не совсем точен. Да, два эти принципа противоречат друг другу. Но в международном праве есть еще третье положение, с выходом из вроде бы тупиковой ситуации.

После референдума 2014 года в Крыму не только российские политические деятели, но и многие рядовые граждане возмущались тем, что его результаты «не восприняты мировым сообществом». Говорили: «Почему у вас двойные стандарты? Почему Косово признаете, а Крым - нет?»

Тут, видимо, дело в недостатке информированности.

Косово, провозгласив независимость, стало самостоятельным государственным образованием, оно не вошло и не собирается входить в состав какого-либо другого государства.

А вот вопрос о вхождении части одного государства в состав другого — совершенно особый. По международному праву, присоединение части территории одного государства к другому осуществляется на основе договора цессии: передачи одним государством определенной территории другому государству - по соглашению между ними.

Это не только международное положение, это - российский закон

Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Напомним, что Федеральный конституционный закон принимается в особом порядке, он обладает наивысшей (после Конституции) юридической силой. Президент РФ не вправе применить к нему право отлагательного вето.

ФКЗ от 17.12.2001 гласит:

«Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством».

То есть на включение Крыма в состав РФ необходимо было согласие Украины, оформленное соответствующим договором.

Поскольку такового не было, в пылу «крымской кампании» решили изменить ФКЗ № 6. Соответствующий проект внесли в Госдуму 28 февраля 2014 года, еще до крымского референдума. В проекте предлагалось дополнение в ФКЗ, устанавливающее, что можно принять в свой состав часть иностранного государства на основании референдума жителей этой части государства «при невозможности заключения международного договора в связи с отсутствием в иностранном государстве эффективной суверенной государственной власти, обязанной защищать своих граждан, соблюдать их права и свободы».

Однако законопроект не дошел до обсуждения. Можно предположить, кто-то из юристов выразил опасение, что такие формулировки дают простор для произвольного, субъективного их толкования, и даже для зеркального отражения. А это может привести к непредсказуемым последствиям и для России. Допустим, вдруг некие деструктивные элементы в каком-либо субъекте Федерации воспользуются этими формулировками и объявят (в нарушение законов РФ) референдум о независимости и, одновременно, о присоединении, скажем, к Дании? На правах внутренней автономии, как Фарерские острова и Гренландия?

Как бы то ни было, ФКЗ № 6 трогать не стали: видимо, от греха подальше. 17 марта, на следующий день после крымского референдума, поправки тихо отозвали, а 20 марта сняли с повестки дня Государственной думы.

Теперь на повестке дня - Южная Осетия, а также ЛНР, ДНР, Херсонская и часть Запорожской области Украины, где представители военно-гражданских администраций уже заявили о намерении присоединиться к России. Еще до референдумов о независимости.

В отличие от них, Южная Осетия еще 14 лет назад провозгласила независимость от Грузии.

19 мая нынешнего года Госдума ратифицировала соглашение об упрощении процедуры получения гражданства РФ для граждан Южной Осетии, о двойном гражданстве. Заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко доложил парламентариям, что 85% жителей Южной Осетии уже имеют российские паспорта. Лица с двойным гражданством получат право на социальную помощь, образование и медобслуживание на территории той страны, где постоянно проживают.

«Что мешает сейчас принять Южную Осетию в состав России?» - спросил его депутат Виктор Соболев.

«Означает ли ратификация сегодня соглашения, что независимо от результатов референдума 17 июля вопрос о воссоединении опять откладывается?» - уточнил депутат Олег Смолин.

«Вопрос об объединении требует участия двух сторон, это улица с двусторонним движением. <…> Здесь нужно принимать во внимание всю совокупность факторов, в том числе и нынешнюю геополитическую ситуацию, и вопрос о своевременности и целесообразности принятия решения именно сегодня», - обтекаемо ответил Руденко.

Гораздо определенней высказался первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин:

«Понимаю, что в Южной Осетии многие стремятся решить этот вопрос — объединиться не только с Россией, но и с Северной Осетией, чтобы Осетия перестала быть Северной и Южной. Но мы должны внимательно посмотреть на то, что происходит на Кавказе. Очевидно, что референдум в Южной Осетии спровоцирует всплеск эмоций в соседней Грузии. В настоящее время у нас идет специальная военная операция на Украине, и мне кажется, что нам не следует дергать за бороду…»

Как и следовало ожидать, в Южной Осетии услышали и приняли к сведению. Референдум о присоединении к России, назначенный на 17 июля, отложили.

Леонид Слуцкий, председатель международного комитета Госдумы, новый руководитель Либерально-демократической партии, объявил, что референдум о вхождении в состав РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Херсонской области может пройти одновременно уже в июле.

Глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Денис Пушилин на Петербургском экономическом форуме заявил, что решение по референдуму о присоединении ДНР к России будет приниматься после завершения спецоперации российских войск на территории Украины.

"