Два дня назад в столице Латвии в «Новом Рижском театре» прошла премьера спектакля известного латвийского режиссера Алвиса Херманиса «Post Scriptum», в котором все роли сыграла Чулпан Хаматова. Спектакль поставлен по текстам Анны Политковской о "Норд-Осте" и по главе «У Тихона» из романа «Бесы» Достоевского. «Новые Известия» публикуют некоторые из отзывов на это событие, появившихся в социальных сетях.
Журналист Татьяна Фаст описывает реакцию зрителей на эту необычную премьеру:
«После этого спектакля зрителей попросили не аплодировать. Все просто встали и тихо, молча вышли из зала. Большой зал в Новом Рижском театре высоко. И пока зрительский поток стекал то ли с 4, то ли с 5 этажа, на лестнице тоже стояла тишина. Каждый нес свой ком в горле. Так закончилась премьера спектакля Post Scriptum, который поставил Алвис Херманис, и в котором сразу 5 ролей (священника, насильника, учительницу, девочку и автора) сыграла потрясающая Чулпан Хаматова. Даже нельзя сказать «сыграла», она их прожила. Одна на сцене все 1,5 часа. Получилось мощно и страшно. Чулпан не зря доверяет Алвису. Его режиссерская антенна всегда ловит главное. Сегодня она поймала душу дьявола…»
Театральный критик Нина Агишева обращает особое внимание на одну из сцен этого спектакля:
«В этом спектакле все на грани возможного, все состоит из противоречий и сочетания несочетаемого. Как соединить знаменитую главу «У Тихона» из «Бесов» Достоевского, запрещенную царской и советской цензурой, и тексты Анны Политковской о Норд-Осте? Как Чулпан Хаматовой сыграть сразу три роли — две мужских, Николая Ставрогина и Тихона, и одну женскую — учительницу Надю, потерявшую во время теракта на Дубровке мужа и сына? Она не просто справляется: становится очевидно, что вот именно сейчас — в период страдания и отчаяния — ей жизненно необходимо это сыграть. Для себя, для зрителей — и понимающих, и откровенно неготовых спуститься в ту бездну, где сама она пребывает уже три с лишним месяца. Но молчать нельзя. (…) Чулпан Хаматову меньше всего интересуют философские эмпиреи — она делает трагедию Матреши зримой и осязаемой. Сцена изнасилования — вместо девочки подушка, с которой Ставрогин яростно срывает наволочку, — по бесстрашию актрисы и режиссера не имеет себе равных.»
Журналисту Сергею Николаевичу этот спектакль дал повод задуматься над выдающейся ролью Хаматовой, сыгранной для всего современного русского театра:
«В том, что спектакль Алвиса Херманиса «Post Scriptum» состоялся, я вижу какую-то высшую волю и замысел. Кажется, что ещё три месяца назад о нем никто и не помышлял. Об этой женщине на диване с вечно включённым телевизором. Об этой скромной «однушке» с ковром на стене где-то на окраинах Москвы. О ее трагедии, случившейся двадцать лет назад, которая так странно пересеклась и совпала с запрещённой главой «У Тихона» из романа Достоевского «Бесы», где Ставрогин признаётся в страшном грехе - изнасиловании бедной маленькой десятилетней Матреши. (…)
Сегодня я думаю обо всех этих удивительных женщинах, сыгранных ею в разные годы. Об этих сестрах по общей судьбе нести на своих плечах тяжелое бремя бесконечных печалей, на которые не поскупился для них ХХ, а теперь, как мы видим, и ХХI век.
И Анна Франк, и Лара из «Доктора Живаго», и Маша Мухина из «Голой пионерки», и Патриция Хольман из «Трех товарищей», и Зулейха, и Гитель в «Двое на качелях», и Раиса Максимовна Горбачева, и вот теперь Надя…
«Подари жизнь» - это ведь не только название самого известного благотворительного фонда в России, который создала Чулпан вместе с Диной Корзун в 2005 году.
Это ее программа действий, но, если угодно, еще и девиз русской актерской школы. Вчера все убедились в этом снова на спектакле Алвиса Херманиса «Post Scriptum»